Режиссер: Томми Виркола. В ролях: Джереми Реннер, Джемма Артертон, Фамке Янссен, Пихла Виитала, Дерек Мирс, Ингрид Болсай Бердал, Джоэнна Кулиг, Томас Манн, Петер Стормаре, Райнер Бок и др. Сценарий: Томми Виркола. США, Германия. 2013. 87 мин. Бюджет: $ 50 млн. Сборы по миру: $ 226 млн. Рейтинг на IMDB: 6,1.
– Никогда не входите в дом, сделанный из сладостей.
Мудрый совет Гензеля
Малолетние брат и сестра Гензель и Гретель, брошенные родителями в дремучем лесу, волей случая находят в чащобе красивый пряничный домик. С голодухи бедные детки начинают жадно объедать сладкие стены домика, радуясь спасению от голодной смерти. Но радость оказывается недолгой. Несчастные попадают в плен к живущей здесь страшной ведьме-людоедке, которая больше всего на свете любит полакомиться маленькими мальчиками. Гретель под угрозами подлой ведьмы несколько недель помогает ей готовить заточённого в клетку братика к съедению, откармливая мальца карамельными сладостями, которые, без сомнения, очень пагубно влияют на здоровье бедного ребенка. Пряников съедено так много, что ничего кроме отвращения они вызвать у мальчика уже не могут, он упрямится. И как-то раз обстоятельства складываются так, что малышка Гретель хозяйским кинжалом очень ловко наносит серию страшных ударов ведьме в живот и с помощью освобожденного братика побеждает ненавистную старуху, казнив ее путем сожжения в печи.
По прошествии 15 лет уже взрослые Гензель (Джереми Реннер) и Гретель (Джемма Артертон) смотрят на мир совсем другими глазами, нежели в начале знакомства с миром зверских колдуний. Молодые люди – опытные и ловкие профессиональные охотники на ведьм, успевшие за ряд успешных операций по ликвидации сил тьмы получить широкую известность по всей стране, а возможно и Европе. Убийства ведьм позволяют Гензелю и Гретель неплохо зарабатывать, стильно одеваться и иметь отличное высокоэффективное оружие и снаряжение. Но что самое главное – семейный бизнес дает повод уважать себя по полной программе и органично сочетать зарабатывание денег с осуществлением главной цели всей жизни – мстить гадким чародейкам за поруганную юность.
Однажды молодые люди получают заказ от мэра Аугсбурга Энгелмана (Райнер Бок) на расследование случая массового похищения местных детей. Гензель и Гретель очень вовремя появляются в городке и силой своего авторитета не позволяют местному шерифу Берренджеру (Петер Стормаре) казнить без долгих разговоров рыжую красавицу Мину (Пихла Виитала), обвиняемую в колдовстве. Чем наживают в лице шерифа злейшего врага.
Но главная опасность заключена не в обиженном коррумпированном полицае, а в обладающей невиданной силой и авторитетом ведьме Мюриэль (Фамке Янссен), которая и заварила всю кашу с похищение детишек, вынашивая коварные планы многократно увеличить колдовские силы ведьминского племени, чтобы властвовать над миром. Кроме того, у главной ведьмы существуют особые виды на Гретель, которая является своеобразным ключом к реализации планов мерзкой колдуньи.
Гензель и Гретель приложат все силы, чтобы остановить Мюриэль, спасти похищенных детей и, наконец, раскроют главную тайну своей семьи. В этом благородном деле они приобретут боевой опыт, новых друзей и поклонников и, разумеется, мешочек с деньгами, полагающийся за стойкость и самоотверженность, при исполнении служебного долга.
* * *
Режиссер и сценарист фильма норвежец Томми Виркола после туповатой скандинавской пародии на Тарантино «Убить Булью» (2007) и более удачного комедийного ужастика «Операция «Мертвый снег» (2009), на мой взгляд, очень успешно дебютировал в Голливуде с «Охотниками на ведьм». Верный себе Виркола снял колоритную, динамичную комедию, мастерски сочетав задумки сказочников Гримм с современной эстетикой развлекательного кровавого зрелища в стиле черного юмора, благодаря чему, без сомнения, пробился в высшую лигу мирового развлекательного кино. Несмотря на то, что в фильме задействованы яркие голливудские звезды – Джереми Реннер, Джемма Артертон, Фамке Янссен, реальной движущей силой фильма без сомнения является именно Томми Виркола, который остроумно и современно интерпретировал старую сказку про ведьм, как веселый и кровавый комедийный боевик с колоритными героями, обилием юмора, пародийных отсылок.
Как поговаривают, «Охотников на ведьм» первоначально планировалось выпустить в прокат еще в марте 2012 года. Но боссы киностудии посчитали разумным подождать годик, пока имя звезды оскароносного «Повелителя бури» Джереми Реннера не станет достаточно широко известно широкой публике. «Мстители» (2012) и «Эволюция Борна» (2012) очень успешно справились с этой задачей, представив Реннера как яркого героя современных блокбастеров, что, несомненно, положительно повлияло на прокатный успех «Охотников на ведьм».
По сюжету классической сказки братьев Гримм, по велению злой мачехи с целью избавиться от детей отец заводит маленьких Гензеля и Гретель в темный лес, где те после долгих блужданий находят красивенький домик с крышей из пряников и окнами из сахара. В домике живет злая ведьма-людоед, которая пленит детей и заставляет Гретель долгие недели приводить худенького брата к нужной кондиции, откармливая его пряниками и сладостями, чтобы в итого им отобедать. Дети и прежде всего Гретель, использовав всю свою природную хитрость, убивают ведьму, сжигают ее тело в печи и возвращаются домой к отцу, где на украденные у ведьмы ценности счастливо живут всю оставшуюся жизнь.
Разумеется, Виркола не мог не пересказать эту историю по-своему. В его версии детская сказочка превратилась в черноюморной фэнтези о приключениях двух детей, которые волей судеб столкнулись с миром черной магии, но после спасения превратились не в тихих обывателей, а стали наемниками-мстителями, которые путешествуют по стране, убивают всех подряд ведьм на своем пути. Это как, если бы Красная Шапочка после спасения бабушки не пошла бы спокойно доедать оставшиеся мамины пирожки, а взяла в руки пулемет и принялась уничтожать всех встречающихся волков. Это смешно, захватывающе, весело. Причем у Гензеля есть особый мотив к мести – полученный стараниями ведьмы вполне современный сахарный диабет с сопутствующими ему нарушением самочувствия, медным шприцем, таймером и инъекциями в ногу.
Если для русского человека главное – спасти страждущего, то для американца, как известно, – месть. Она – вечный американский идеал, и на ней построены тысячи сюжетов о мести сладкой и горькой, праведной и ложной. «Охотники на ведьм» очень точно попадают в этот стереотип, что только добавляет фильму задора и здорового юмора, а значит и успеха у зрителя. А хороший прокат – очень серьезный стимул для студии к продолжению движения в том же направлении. Сиквел, очевидно, неминуем, как рассвет после ночи.
В последние годы наблюдались попытки воплотить на экране сказки для взрослых. Мы видели и братьев Гримм, и Красную Шапочку, но «Охотники на ведьм» – все-таки явный прогресс в этом довольно застойном жанре. Виркола внедрил свой визуальный стиль и фонтанирующий черный юмор с удивительно высоким уровенем насилия, с расчленёнкой и фонтанами бутафорской крови, что как ни странно сделали фильм намного более интересным и привлекательным, чем этого можно было ожидать. И вообще батальные сцены сняты очень эффектно. Может только в отдельных моментах монтаж излишне резкий и стремительный, из-за чего иногда невозможно точно разглядеть, что в данное мгновение происходит на поле битвы. Но таково веление времени: у современного зрителя все больше доминирует клиповое мышление и восприятие. Но, тем не менее, большая заслуга режиссера и, конечно, оператора Майкла Бонвилейна (который мучил наши глаза трясущейся камерой в «Монстро»), что зритель находится в непосредственной близости к сражающимся героям, и при этом не ощущает злоупотребления крупными планами. Особое спасибо за просто эпическую массовую битву на шабаше ведьм, когда на фоне единоборств отдельных персонажей крушатся тела, падают монстры, разрываемые очередями из пулемета Гатлинга. В этом кровавом абсурде заключается одна из очаровательных сторон «Охотников на ведьм». Ловкое смешивание современного и древнего, новый взгляд на устоявшиеся стереотипы подкупают и вызывают дополнительные симпатии. Как кому, а мне показалось забавным, что ведьмы летают не на метлах, а на каких-то граблях, охотники вооружены скорострельным оружием, а в качестве дефибриллятора используется электроразрядник, предназначенный для убийства ведьм. Кстати о них. Каждая из колдуний имеет свой индивидуальный стиль в облике, прическе, одежде, гриме, поведении. Внимание авторов фильма к деталям заслуживает отдельной похвалы. Как и строгое следование на всем протяжении картины выбранному стилю повествования. Практически в одном темпе, не теряя адреналин в плавном переходе от одного сражения к другому, не упуская из виду по ходу действия ни одного мало-мальски важного персонажа.
В целом действие, конечно, крутится вокруг трех основных героев – Гензеля, Гретель и Мюриэль. На первый взгляд странно, что персонаж харизматичного Джереми Реннера является самым слабым в этой троице, но вспомнив первоисточник – сказку братье Гримм, становится ясно, почему именно Гретель отдано первенство в дуэте охотников.
Фильм представляет собой сплошную битву, в которой нет места и времени на копание в характерах героев, тем более на скрупулезное отслеживание их эволюции. Приоритет однозначно отдан комедийному экшену, а образы главных героев поданы в ироничном ключе, предельно очеловечены. В отдельные моменты они уморительно строят из себя супергероев, в другие – выглядят обычными людьми, со своей глупосттью и слабостью. В этом плане практически все актеры, задействованные в фильме, выглядят очень убедительно.
Джереми Реннер, как уже давно известно, прекрасно вписываются в бойцовские роли, а вот Джемма Артертон оказалась приятным сюрпризом, превосходно показав себя в роли боевитой, волевой и решительной Гретель: она – жесткая девушка, но при этом актрисе удается сохранить очаровательную женственность при полном отсутствии жестокой кровожадности. В отличие от героини Фамке Янссен – злодейской злодейки Мюриэль. Учитывая внешние данные актрисы, зловредная, безжалостная красавица-стерва еще со времен «Золотого глаза» – самое выигрышное амплуа Фамке Янссен. Кстати, в отличие от своего тогдашнего партнера по фильму Пирса Броснана она внешне изменилась не так заметно, хотя, конечно, разница только с определенного возраста становится очень заметной.
А вот финская актриса Пихла Виитала в роли белой ведьмы Мины выглядела, на мой взгляд, не совсем убедительно – просто добрая деваха, кругом положительная златовласка, временами несчастная, временами соблазнительная, – но не ведьма. Совсем не ведьма, даже белая. Добавить хоть чуть-чуть полутонов, некоторой напряженности в образе совсем бы не помешало.
Отлично сыграл роль шерифа Берренджера Питер Стормаре, совсем недавно злодействовавший в «Возвращении героя». С первых кадров от героя Стормаре веет угрозой, подлостью, реальной опасностью. По сути, противостояние с шерифом – хорошая разминка для Гензеля и Гретель перед серьезной битвой с ведьмами. Единственное, мне кажется, упущение – в отличие от других героев фильма образ шерифа подан в немного менее ироничном ключе, чем остальные персонажи.
Для тех, кто ищет серьезности, духовности, строгих исторических реалий «Охотники на ведьм» – не тот случай. Фильм создан откровенно для отдыха, а не для размышлений о судьбах мира. Все эти ведьмы, тролли, пулеметы против нечистой силы, преувеличенная жестокость и натурализм все равно, что сладкий десерт – вредный, но необходимый для простого человеческого счастья. Конечно, данное творение понравится не всем, но поклонники жанра оценят фильм по достоинству и будут благодарны авторам за встречу с волшебным сказочным миром, где царят современные правилами и любви, и уничтожения.
Да, чуть не забыл – отдельное спасибо за начальные и конечные титры фильма. Очень эффектно и стильно!