Режиссер: Крис Батлер, Сэм Фелл. Роли озвучивали: Коди Смит-МакФи (Даниил Трещов), Такер Албрицци (Лев Аксельрод), Анна Кендрик (Лина Иванова), Кейси Аффлек (Даниил Щебланов), Джон Гудмен (Алексей Колган), Кристофер Минц-Плассе, Лесли Манн и др. Сценарий: Крис Батлер. США. 2012. 92 мин. Бюджет: $ 60 млн. Сборы по миру: около $ 100 млн. Рейтинг на IMDB: 7,1. Оскар 2013 г. в номинации «Лучший анимационный фильм».
– Кто дал вам право стрелять по гражданским?
А полиция тогда на что?!!
Слуга закона женщина-шериф
– Давайте его повесим!
– Нельзя его вешать, дурак! На дворе XXI век.
– Тогда сожжем!
Добрые горожане
На окраине затрапезного патриархального американского городишки Блайт Холов в голубеньком неказистом домике с мансардой живет с родителями и старшей сестрой маленький мальчик Норман Бэбкок. Мальчик тихий, добрый, отзывчивый, но очень своеобразный. Он конкретно повернут на фильмах ужасов о живых мертвецах, загробной жизни и мистических явлениях. По утрам его будит хрипящим голосом зомби будильник в виде могилы, ноги согревают домашние тапки с зубами, и даже зубная щетка украшена бутафорским черепом. Более того, игнорируя косые взгляды соседей, Норман нежно разговаривает с трупами животных и на полном серьезе общается с духом своей покойной бабушки, а также многочисленными местными привидениями, носящими следы разнообразных мучительных смертей.
Родители Нормана – папа Перри и мама Сандра – на душевное состояние сына фактически махнули рукой, считая странное поведение ребенка безобидным баловством, которое с возрастом пройдет само собой. Немалую роль в такой терпимости к мистическим чудачествам играют и общегородские традиции Блайт Холов, главная историческая достопримечательность и своего рода культовая личность которого – местная ведьма, триста лет назад закончившая свою жизнь на виселице. По решению городского совета и к всеобщему ликованию горожан она была повещена по обвинению в колдовстве, хотя единственное, что ее отличало от нормальных людей – умение разговаривать с духами и привидениями.
Эти ее странности в поведении очень схожи со странностями Нормана, но в XXI веке в городке царят законы толерантности, и единственное, что грозит мальчику – насмешки школьных товарищей, непонимание и настороженность со стороны окружающих и как следствие – одиночество и отчужденность. К счастью, в школе есть еще одна личность, являющаяся, как сейчас говорят, социальным аутсайдером. Это – ровесник Нормана добродушный и беспечный толстячок Нил. Не удивительно, что ребята становятся друзьями и по мере возможности поддерживают друг друга на жизненном пути.
В канун трехсотой годовщины расправы над знаменитой ведьмой Норман внезапно узнает от своего дяди, мистера Прендергаста – очень несимпатичного субъекта преклонных лет – истинный смысл зловещей истории о проклятиях ведьмы в адрес населения и городских властей Блайт Холов и о своей будущей роли в благородном деле спасения любимого города от сил зла. Норману ничего не остается, как согласиться с предложением мистера Прендергаста вступить в смертельно опасную игру и принять от него тяжкий крест изгоя, выполняющего благороднейшую миссию спасителя. Впрочем, другого выхода и нет, потому что для обычного, нормального человека подобная задача – mission impossible. Мальчик с энтузиазмом берется за работу, но, как и положено, все идет не по плану, мертвецы восстают из могил, жителям города грозит жестокая расправа. И только маленький мальчик Норман с группой неожиданных помощников сможет разрушить дьявольские чары, докопавшись до подлинных первопричин несчастий, и на веки вечные обезопасить Блайт Холов от страшных бедствий и злоключений.
* * *
Полнометражная анимация «Паранорман или Как приручить зомби» создана студией Laika, специализирующейся на кукольной мультипликации, которую сейчас модно называть «stop-motion». Нескольким сотням человек персонала студии потребовалось почти три года, чтобы снять этот замечательный мультик. Отдельные моменты съемочного процесса и примеры работы над сценами фильма можно посмотреть на официальном сайте фильма (ссылка в конце текста). Достойна восхищения кропотливая ручная работа, понадобившаяся авторам, чтобы создать персонажей, заставить их выражать многочисленные эмоции и очень естественно двигаться в кадре. В соответствии с современными тенденциями для сотворения моделей героев были использованы 3Д-принтеры, позволившие подготовить огромное число кукол, в том числе и множество разные лиц, необходимых для естественного отображения мимики персонажей. В наше время почти совсем потерявшаяся на фоне компьютерной анимации кукольная мультипликация благородными стараниями Laika с новой силой заявила о своих возможностях и эффектно напомнила о только ей присущем очаровании, недоступном для анимации другого вида. Специалисты-мультипликаторы постарались, чтобы картинка получилась яркой, атмосферной, с гладкой анимацией, без характерных для кукольной мультипликации дерганий и неуклюжести героев. Все это справедливо и для медленных сцен, и для кадров со стремительными перемещениями персонажей. Фильм просто очаровывает практически безупречным сочетанием кукольной анимации и компьютерной графики, как в обычных сценах, так и при использовании визуальных спецэффектов, придавая картине особое обаяние, которого так часто не хватает полностью оцифрованным мультфильмам. Окружающий кукольный мир городских улиц, домиков, различных предметов и объектов реально физически существует. Герои имеют непохожие друг на друга лица и фигуры, крошечные ноготки на каждом пальце, где требуется – мешки под глазами или смешные животики, а также вполне материальные различные жизненные мелочи, как пуговицы на одежде, пряжки на ремнях, шнурки на обуви. Если герой одет, например, в вязаный свитер, видна каждая петелька, каждый стежок нитки. Кукольные объекты фильма и компьютерная графика совершенно естественно переплетаются в кадре, гармонично сочетаясь и переходя друг в друга. Сразу видно, что аниматоры вложили немало сил в постановку каждой сцены, снимая огромнейшее число последовательных кадров, чтобы даже самые банальные движения персонажей, как ходьба, поворот головы, движение рук и мимика лица во время разговора сохраняла плавность и относительную естественность. Учитывая, что количество динамичных сцен и участвующих в них объектов в «Паранормане» вполне сопоставимо с обычными, «живыми» боевиками, стоит восхититься специалистами Laika и признать, что студия установила новый стандарт качества для кукольной анимации, а бюджет в 60 миллионов для подобной работы не такой уж и большой.
Тема про оживших мертвецов всегда была популярна у зрителей, а сейчас переживает новый всплеск интереса. Добралась она и до семейного кино. «Паранорман» – зомбический фильм, так сказать, для всех домочадцев, исключая разве что дошкольников. По сложившейся сейчас традиции для расширения аудитории сценарии пишутся так, чтобы угодить всем – и старым, и малым. В общем потоке сюжета каждый должен найти для себя что-то индивидуально привлекательное. Хотя главными действующими лицами «Паранормана» являются дети, фильм все-таки сделан, прежде всего, для взрослых. Мотив смерти, тьмы, загробной жизни увлекательно обыгран в стиле черного юмора, с множеством пародийных моментов и отсылок к классическим фильмам-ужасов прошлых лет. Фильм под завязку забит комедийными ситуациями, причем главный заряд юмора заключен в многочисленных мелких гэгах, анекдотических репризах, остроумных шутках и пародиях, разыгрываемых персонажами второго и третьего планов. И хотя для сбережения сознания детской аудитории авторы попытались избежать излишнего цинизма, язвительности и чернухи (гомосексуальной темы избежать не удалось), всё равно первоклассного юмора осталось немало и стоит посмотреть фильм даже только ради него. А может и исключительно ради него, потому что сюжет картины, прямо скажем, стандартный, без особых открытий и сюрпризов для искушенного зрителя. Да и типажи главных героев исключительно классические – мальчик-лузер, коммуникабельный толстячок, самовлюбленная блондинка, туповатый качок, самоуверенный хулиган. Более разнообразны характеры третьего плана – это и родители Нормана, и его странный дядя Прендергаст, и крутобедрая женщина-шериф, и многие другие герои, которые в нужный момент появляются в кадре, чтобы исполнить смешной гэг или вставить яркую шутку. Всё происходит четко в рамках избранного жанра – черноюморной экшен-комедии, для которой важно, прежде всего, действие, а не копание в характерах героев. Однако картина не лишена и нравоучительных нот, помогающих юному зрителю уяснить многие важные (и не только для ребенка) вещи – терпимость к окружающим, взаимопонимание с близкими, готовность прийти кому-то на помощь и взять на себя ответственность за благополучие общества. Эти вечные истины преподносятся в легкой ироничной манере в стилистике зомби-триллера, позволяющей гораздо более отчетливо и ярко показать, что бездумная дикость и закомплексованность людей гораздо страшнее и зубов зомби, и мрачного колдовства духов да привидений. К чести авторов фильма это подается с юмором и сарказмом, в ореоле юморной главной идеи картины, что «Только ненормальный спасет мир» (оригинальный слоган фильма – You don't become a hero by being normal).
Одним словом, все в «Паранормане» хорошо, хотя, на мой взгляд, могло бы быть и лучше. Главная претензия – к художникам, разрабатывавшим образы героев фильма. Я, конечно, пониманию, что присутствует особый авторский стиль студии, но лично мне кажется, что внешний вид кукол получился какой-то излишне карикатурный. Как шарж на человека, который у художника вызывает только отрицательные эмоции. Образы героев вышли в основном не очень симпатичными, часто с отталкивающей внешностью, а мне, уж извините, хотелось, чтобы они обязательно были наделены так любимой мной доброй придурковатостью. Не исключая и зомбаков. Но здесь уж ничего не поделаешь – каждый художник видит мир по-своему, и с этим поделать ничего нельзя.
В конце концов, фильм, несмотря ни на что, получился очень даже неплохой комедией, безупречной как с точки зрения стиля, так и с точки зрения технического исполнения. Жаль, что подобные фильмы делаются в течение нескольких лет и появляются не часто, но всегда есть надежда, что технический прогресс позволит значительно ускорить процесс съемок, и мы снова встретимся с удивительным и своеобразным миром кукольной анимации в исполнении истинных профессионалов и патриотов stop-motion из студии Laika.