Режиссер: Кэл Брункер. Роли озвучивали: Брендан Фрейзер, Роб Кордри, Рики Джервэйс, Джонатан Морган Хейт, Джессика Альба, Сара Джессика Паркер и др. Сценарий: Боб Барлен, Кэл Брункер. США, Канада. 2013. 89 мин. Бюджет: $ 40 млн. Сборы по миру: около $ 74,5 млн. Рейтинг на IMDB: 5,9.

 

– Единственный из известных миров, где эволюция пошла вспять.

Википедия инопланетян о Земле

 

В далекой-далекой галактике, на планете Бааб живут два брата – Скорч и Гэри Супернова и изо всех сил ежедневно и ежечасно пытаются защитить свой прекрасный и счастливый мир от вражеских кошмарных созданий из различных частей вселенной, которые постоянно норовят помешать синелицым жителям Бааба наслаждаться местным капиталистическим раем, в котором устойчиво царит культ потребления и навязчивого желания научить соседей жить по нормам истинной демократии.

Скорч и Гэри – полные противоположности. Если Гэри – осторожный, вдумчивый и трусоватый хлипкий интеллектуал-ботан, девиз которого «Я люблю безопасность!», то Скорч – отчаянный, отважный герой с мощной фигурой качка, пламенным взглядом и туповатой головой. В отличие от Гэри, Скорча знает и любит весь синеликий мир, потому что только он способен выйти победителем из любой сложнейшей ситуации, выполняя спасательные миссии в самых далеких и забытых богом уголках вселенной.

Братья работают в спасательной организации BASA, где заправляет стервозная Лина Таклман, и слаженно трудятся над выполнением поставленных задач, составляя гармоничный дует, где тщедушный Гэри – мозг, а мощный Скорч – мышцы тандема. И хоть каждый из них с иронией относится к величине вклада другого в успех операций, вместе они способны решить любую проблему.

Личную жизнь герои строят каждый по своему разумению. У Скорча, как у человека потенциально медийного, горячая любовь с известной телерепортершей Габби. Гэри же, обожающий стабильность, терпеливо воспитывает вертлявого сына Кипа и женат на уравновешенной и очаровательной Кире, бывшей ранее летчиком-испытателем, но променявшей романтику взрывов и пожаров на семейный уют. Как и положено глупому ребенку, Кип просто души не чает в героическом дяде Скорче, а своего отца считает полным неудачником и нюней. Изменить мнение сына может только что-то сверхвыдающееся. И это что-то внезапно происходит.

BASA получает сигнал SOS с далекой и по слухам очень опасной Темной планеты, которая в нашем мире называется Земля. За прошедшие годы посланцы 106 инопланетных наций неоднократно высаживались здесь, чтобы наладить дружеские отношения, но никто с Земли, страшно подумать, так и не вернулся. Тем не менее это нисколько не смущает Скорча. Он решительно бросается в очередное приключение, по традиции надеясь только на свои мышцы и безмерную удачу и совершенно не включая голову. Но Темная планета – особый мир, который просто так не возьмешь, тем более что наш герой попадает прямехонько в легендарную «Зону 51», где железной рукой заправляет чрезвычайно злобный и коварный генерал Шенкер, который один стоит всех пришельцев, спасателей и прочих борцов за истинную демократию.

Скорч пленен, положение безвыходное, общественность Бааба в отчаянии ломает руки.

В силу обстоятельств только Гэри способен спасти как самого брата, так и репутацию всей семьи, не говоря уже о родном BASA.

В ходе спасательного рейда будет открыто множество тайн «Зоны 51», сорваны кошмарные планы генерала Шенкера и совершен отчаянный побег с Земли. В общем, все будет хорошо!

* * *

«Побег с планеты Земля» снят канадской компанией Rainmaker Entertainment, Inc., которая широко известна в узких кругах американской общественности, прежде всего по десятку полнометражных мультфильмов о приключении вечно молодой, худой и длинноногой куклы Барби. До 2007 года компания параллельно с анимацией занималась производством спецэффектов для голливудских студий. Но потом полностью переключилась на собственные анимационные проекты.

Для режиссера картины Кэла Брункера, как, впрочем, и для сценариста Боба Барлена, «Побег с планеты Земля» – дебютный проект. Брункер не новичок на анимационном фронте, он почти десять лет проработал техническим специалистом на различных студиях и знает что такое современный мультфильм. Да и у сценариста Боба Барлена, очевидно, все в порядке с пониманием того, что нужно современному американскому зрителю. В этом, на мой взгляд, и заключается причина как плюсов, так и жирных минусов «Побега с планеты Земля». Авторы явно пытались угодить всем, настойчиво избегая рискованных новаций, нестандартных ходов и превышения бюджета. Понять дебютантов, конечно, можно, но досада, что фильм мог бы быть значительно лучше, к сожалению, не покидает на протяжении всего просмотра.

Хотя рассказ ведется от лица инопланетян, авторы не стали углубляться в детали, чтобы хотя бы приблизительно смоделировать новый мир, а просто взяли кальку с Америки. При этом, шутливо изображая человека, как худший вид живых существ, они и главных героев наделили не совсем хорошими человеческими комплексами мелкой зависти, глупого профессионального соперничества между братьями, дурости капризных детей, тупой недальновидности злодеев, потребительского психоза граждан, семейных неурядиц. Причем все это перемешано с сатирическими аллюзиями на реальных личностей и общественные явления в американском обществе. Не могу сказать, что пародии плохие, но сатира получилась какая-то вялая и уж совсем незлая. Понятно, что юмор в такого рода фильмах должен быть очень специфическим, чтобы работать на двух различных уровнях, одновременно развлекая и детей, и взрослых, но в картине ясно проглядывается тенденция быть интересных, прежде всего, для детской аудитории. Взрослый зритель, особенно в первой трети фильма, просто начинает скучать от потока классических шуток, шаблонных гэгов и стандартных семейных разборок клана Супернова.

К этому стоит добавить и не совсем удачные, на мой взгляд, модели синемордых героев. И дело не том, что они очень похожи на пластмассовых лягушек или рыб, – в их лицах нет так любимой мной дурашливости, доброй обаятельной глупости, которая подсознательно настраивает на веселый лад. Просто персонажи: мужские особи – лысые, женские – с хвостом на голове. По сравнению с объектом, изображающим домашнюю собачку, выглядят серо. Кстати о собачке. Следует признать, что оригинальность не всегда так уж необходима, чтобы развлечь одновременно и молодых, и старых. И классические персонажи в виде домашних животных всегда попадают в цель – это юмор, способный угодить, безусловно, всем.

«Побег с планеты Земля» в определенном  смысле является смесью двух голливудских анимаций – «Планета 51» (2009) и «Монстры против пришельцев» (2009). Оригинальных поворотов сюжета появилось немного, но авторы не без основания полагают, что зритель в очередной раз готов радоваться шуткам о таинственной «Зоне 51» и потешаться над человеческой глупостью, пусть и в лице инопланетян. В который раз наблюдается обращение к извечной борьбе между ботаниками и качками, интеллигентами и спортсменами, к проблеме глупости толпы и коварства начальства. Это в полной мере относится и к экзотическим представителям инопланетян, заточенных в подвалах «Зоны 51». Многие удачные шутки фильма очень привязаны к сегодняшнему дню, к современным героям и знаменитостям. По этой причине они не станут классическими, потому что уже через несколько лет будут безнадежно устаревшими. Трудно в этом серьезно винить авторов, скорее всего они и не пытались делать кино на века, а выдали абсолютно коммерческий продукт на потребу специфическому зрителю.

Следуя современной моде, осторожные авторы в своей дебютной работе попытались повторить сотни раз сказанные и проверенные полезные слова о семейных ценностях, о значимости для общества каждого его члена, о готовности заставить себя стать героем, не забыв при этом приправить действо мягкой незлобивой сатирой на историю человечества, американское общество и его фаворитов. Тем не менее, большинство персонажей и сюжетных поворотов получись слишком шаблонными, неоригинальными. И если дети, возможно, откроют для себя старые шутки впервые и будут от души веселиться, то взрослым это сделать гораздо труднее. Для них единственная отрада – безостановочный экшен второй половины фильма. К чести режиссера, он увлекает и заставляет простить многие упущения на других направлениях. Когда действие начинает преобладать над разговорами, нелогичности становятся действительно смешными, здравый смысл обиженно дремлет в уголку. Дурь начинает зашкаливать. Но смешно! Вот чего не хватало в начале – именно комедийного экшена. Благодаря ему все претензии к недостаточным сюжетным изыскам и плоским шаблонным характерам героев отступают на третий план. Начинается буйство красок, красивая динамичная картинка захватывает внимание и уже не отпускает до финала. Безусловно, большая заслуга в этом аниматоров фильма. Скажу честно, мне очень понравилась картинка в кадре. Прекрасные сочетания цветов, превосходные динамичные переходы между красками, детально прорисованный фон, четкая анимация, выглядящая очень неплохо для своего бюджета.

«Побег с планеты Земля», конечно, не шедевр на все времена, по большей части он – проходной фильм, эпизодическое развлечение для всей семьи, когда и дети повеселятся, и взрослые отдохнут от суеты. Особых восторгов не вызовет, но и стойкого отторжения, безусловно, не возбудит. Раз или два посмотреть его вполне можно, и даже получить некоторое удовольствие.