Режиссер: Штефан Руцовицки. В ролях: Эрик Бана, Оливия Уайлд, Чарли Ханнэм, Сисси Спейсек, Чарли Ханнэм, Кейт Мара, Трит Уильямс, Джейсон Кавалье, Кевин Десфоссес и др. Сценарий: Зэк Дин. США. 2011. 94 мин. Бюджет: $ 12 млн. Сборы: $ 2 млн. Рейтинг на IMDB: 6,3.
– Мой брат убил дьявола. Он спас меня от ада...
Лайза об Эддисоне
США, штат Мичиган, ночь. По пустынной заснеженной дороге мчится черный автомобиль с тремя пассажирами. За рулем – черный Тео (Денис Лафонд) в черном пиджаке и ослепительно белой сорочке, рядом с ним – белый Эддисон (Эрик Бана) в черном пиджаке и радикально черной сорочке, сзади – молодая симпатичная девушка Лайза (Оливия Уайлд) в ярком вечернем платье с блесками. Она неспешно перебирает ухоженными пальчиками американские деньги, кучей наваленные на сиденье. Эддисон и Лайза – брат и сестра, а вместе с водилой они – банда опасных преступников, совсем недавно ограбившая придорожное казино и теперь удирающая с места преступления. Главный в банде – Эдиссон, он задумал, организовал и осуществил ограбление. Лайза просто отвлекала внимание, а Тео держал наготове авто. Из задушевного разговора выясняется, что для Лайзы это – первое серьезное преступление, а Эддисон и, вероятно, Тео – убежденные маргиналы со стажем. При этом главный виновник того, что Эддисон, а теперь и Лайза, пошли по кривой дорожке – деспот-отец, превративший их детство в форменный ад. Более подробно о детских страданиях нам узнать не удается, потому что авто врезается в оленя и летит в кювет. Судьба бережет Эддисона и Лайзу, но наказывает Тео. Родственники решают выбираться из передряги каждый по отдельности и, рискуя увязнуть в глубоком снегу и сгинуть в безжалостной мичиганской метели, бредут в разные стороны по ночному лесу в надежде найти убежище, в котором можно укрыться от холода и полиции, чтобы восстановить силы, а затем перейти канадскую границу.
Утром этого же дня из детройтской тюрьмы условно-досрочно освобождается спортсмен-неудачник Джей Миллз (Чарли Ханнэм), который раньше был отличным боксером. Но в свое время Джей не послушал отца Чеда (Крис Кристофферсон), который советовал только хорошее, и не послушал наставника-тренера Ронни (Джон Робинсон), который советовал только плохое, в результате чего денег не заработал, попал в тюрьму и теперь за упрямство и своеволие презираем как отцом, так и тренером. Приближается праздник – День благодарения, который принято праздновать в кругу семьи. Джей обещает своей матери Джун (Сисси Спейсек) вскорости навестить ее и отца, но сначала решает взглянуть в глаза подлому тренеру Ронни и выбить из него свою долю нечестных денег. Встреча спортсменов заканчивает трагически – Ронни остается лежать на полу в луже крови, а Джей на его авто бежит из города в направлении родительского дома.
Так получилось, что в этом же направлении, теряя последние силы, плетется по зимней дороге почти насмерть замерзшая Лайза. Молодые люди знакомятся, Лайза спасена и согрета, а Джей ощущает острый прилив чувств, потому что, как известно, в тюрьме с девушками туго.
В это же время вся бравая команда местного шерифа Т. Бэккера (Трит Уильямс) усиленно ищет Эддисона, который, мало задумываясь о последствиях, валит всех подряд на своем пути. Один из помощников шерифа – дочь Бэккера Ханна (Кейт Мара) – миниатюрная девушка-полицай с умными грустными глазами, – несмотря на пренебрежительное отношение к своей персоне со стороны коллег мужского пола, не исключая и отца-шерифа, в стремлении внести посильный вклад в раскрытие преступления оказывается ближе всех к объекту полицейского поиска.
Все главные герои идут своим путем, но волей случая сойдутся в одной точке, чтобы по ходу дела решить для себя сложный вопрос – почему я такой плохой (хороший), и что из этого будет?
* * *
Режиссера картины австрийца Штефана Руцовицки можно по праву считать универсальным мастером кино. За свою карьеру он отметился практически во всех модных жанрах, включая комедию, детектив, боевик, фэнтези, криминальную драму, ужасы и триллер. В 2008 году он даже стал обладателем Оскара за лучший фильм на иностранном языке – «Фальшивомонетчики» (2006). Хоть фильмы Руцовицки как правило получали высокие оценки зрителей, но работал режиссер в основном для немецкой аудитории и для мирового зрителя особо известен не был. «Черный дрозд» – первая работа в Голливуде, своего рода попытка получить путевку в жизнь. И режиссер по мере сил старается доверие американских продюсеров оправдать и выжать по максимуму из довольно скромного бюджета и незамысловатой истории, придуманной новичком-сценаристом Зэком Дином. В целом получилось неплохо, но могло быть лучше.
Не то чтобы сценарная основа фильма оказалась слаба, но желание начинающего автора показать все на что способен отчасти испортило впечатление от картины в целом.
Я не осуждаю его за то, что персонажи далеко не оригинальны, смысла изобретать велосипед нет, но навязчивое желание дебютантов поиграть сразу на полях нескольких жанров очень редко приводит к успеху. «Черный дрозд» – наглядный пример фильма, который начинается крутым триллером, продолжается криминальной драмой, а к концу превращается в некое подобие мелодрамы. Отсюда раздражающая неоднородность темпа повествования, попытка одновременно рассказать несколько стилистично различных историй, впихнуть в одну ленту излишек проблемных вещей, на которые и трех серий было бы мало.
Спору нет – заманчиво показать не просто преступника, но и попытаться раскрыть глубокую мотивировку актуальных поступков, да еще и заглянуть в черный колодец его души. Но это жадно глотает время фильма, часто в ущерб напряженности действия. В нашем случае зритель, с первых кадров ориентированный на суровый триллер про элегантных, сексуальных, циничных и безжалостных преступников, подсознательно желает, чтобы камера больше внимания уделяла похождениям харизматичного красавчика Эддисона. Однако фильм навязчиво фокусируется на характере Лайзы, причем усилиями авторов зритель часто ставится в тупик относительно самой личности героини Оливии Уайлд. Актриса то играет наивную дурочку, то в ее глазах внезапно загорается огонь хитрой и коварной преступницы. Но ни то, ни другое особого развития в дальнейшем действии не получает. Или актриса не слушала советы режиссера, или характер персонажа разрабатывался авторами на ходу? Попытка свести три сюжетные линии вместе в конце фильма хоть и заслуживает внимания, но осуществлена недостаточно изящно. Такой ход предсказуем с самого начала, а надежды зрителя на эффектный острый финал и максимум напряженности, по сути, остаются обманутыми.
Желание авторов представить картину больше, чем просто триллер или боевик, и создать преувеличенную глубину и драматизм за счет ненужных отвлечений и отклонений от главной сюжетной линии, к сожалению, несет больше вреда, чем пользы: фильм только теряет в темпе. Хотя, ради справедливости следует признать, что мастерством режиссера он никогда не становится излишне затянутым или уныло скучным. И что еще я хочу отметить – давно я не видел американского фильма, в котором женщины фактически находятся на вторых ролях относительно лиц мужского пола. В «Черном дрозде» они преимущественно жертвы и страдальцы, незаслуженно обиженные судьбой. Спасибо авторам за новшество, или вернее за возвращение к истокам. Надоело видеть в женских персонажах в основном подлых демонов, жестоких хищниц, циничных и расчетливых самок. Такой взгляд на героев в юбках, я считаю, оправдан на все сто процентов, а вот неоднозначность характера главного мужского персонажа Эддисона далеко не всегда украшает картину. Брутальный герой Эрика Баны жесток, решителен и смел, пытается полностью контролировать судьбу, руководствуясь собственным, весьма оригинальным кодексом чести. Стреляя в полицейского, извиняется, а индейца-охотника бьет дубиной по голове без слов сожаления, с садистской изощренностью расправляется с преследующим его на снегоходе помощником шерифа, но за слезинку девочки готов безжалостно и жестоко убить ее отчима.
Мы ждем и надеемся, что Эддисон будет оригинально своеобразен. Защитник угнетенных и слабых детей и женщин, включая женщин-полицаев, страдающих от проклятого женоненавистничества, процветающего в сельской Америке, и одновременно – жестокий, хладнокровный убийца, не знающий преград для удовлетворения своего болезненного эго. Мы ждем стремительного развития характера героя, чтобы к финалу он загнал себя в такие дебри бессмысленной жестокости, из которой простому человеку не выбраться.
Но получаем образ психопата с временными закосами в гуманизм, заботу и любовь к сестре, смахивающую на грех. Образ, который чем дальше, тем больше перестает быть целостным и похожим на Эддисона начала фильма. Почему так происходит скрыто тайной, зритель вынужден больше наблюдать за любовными метаними Лайзы и семейными переживаниями Джея, чем за главным злодеем. Возможно, авторам и хотелось подчеркнуть абсурдность ситуации с правами женщин, когда их защитником выступает безбашенный убийца, а нарушителем – добропорядочные американские обыватели, но получилось это как-то неуклюже, нечетко.
К явным плюсам картины можно отнести выбранный природный фон, на котором развивается действие картины. Суровая природа, холод и метель как нельзя лучше подчеркивают необходимость для человека и особенно женщины быть кем-нибудь согретым, противопоставляя уют семейного очага мрачной стуже заснеженных полей и лесов. Снег и метель можно смело назвать одним из главных действующих лиц картины. Ну еще, конечно, канадские снегоходы Tundra различных модификаций.
Оператор фильма опытный мастер Шейн Хёрлбат очень эффектно и красиво все это поймал в кадр, чем, безусловно, украсил фильм.
Что касается актерского состава, претензий практически нет. И если образ Чеда Миллза в исполнении заслуженного мастера Криса Кристофферсона мне показался незаслуженно схематичным, то другие герои второго и третьего плана в основном обрисованы очень качественно. С первого взгляда понятно к какому лагерю относится персонаж и соответственно легко сформировать к нему свое отношение. Это – почерк опытных режиссера и актеров.
Центральный персонаж картины Эддисон сыгран Эриком Баной убедительно и эффектно. Ему веришь, его жалеешь и ненавидишь, внимательно следишь за эволюцией героя, который из элегантного красавчика, по мере того как история прогрессирует, превращается в дикого зверя, с оружием и в одежде убитых противников. Со сменой внешнего вида меняются и повадки героя. И если бы не некоторые сценарные упущения с не всегда обоснованными бросками то в хорошую, то в плохую сторону, образ получился бы еще интереснее и колоритнее. Это Эрику Бане вполне под силу как актеру.
А вот кого играла Оливия Уайлд осталось для меня загадкой. Толи циничную, хитрую и лживую преступницу, толи влюбленную раскаявшуюся грешницу, толи наивную дурочку, которой манипулирует брат-злодей? Кто из троих – сценариста, режиссера, актрисы – виноват в этом, понять трудно. Кстати, особенно в профиль Оливия – вылитая подруга Джеймса Бонда Ольга Куриленко.
Звезда сериала «Sons of Anarchy» Чарли Ханнэм в роли Джея выглядел сдержано, без лишних красок. Его Джей, по сути, хороший человек, плохой сын хороших родителей, волей случая вынужденный выбирать из худшего лучшее. Такой вот стандартный во многих отношениях образ наивного сельчанина, сломавшегося в городской суете.
Зато два женских образа в исполнении Сисси Спейсек (мать Джея) и Кейт Мара (помощник шерифа Ханна Бэккер) обрисованы очень интересно и убедительно и сыграны превосходно.
Как итог можно смело сказать, что, несмотря на некоторые претензии, фильм получился неплохой, выше среднего уровня. Если бы авторы озаботились во весь голос заявить о себе в Голливуде, результат был бы еще лучше, но, очевидно, Штефан Руцовицки с командой восприняли данную работу как шабашку, чтобы сшибить немного денежек, и открытия делать не собирались. А можно было бы и попробовать. Все-таки бюджет в 12 миллионов не такой уж и маленький. На эти деньги у нас или в Юго-Восточной Азии можно снять 5-6 фильмов со спецэффектами и трюками. Но мы имеем то, что имеем. Фильм хоть и проходной и на особые награды не претендует, но смотрится с интересом, скучать не дает и внушает надежду, что умные, содержательные фильмы делать все-таки совсем не разучились, нужно только найти нужных людей и хорошо простимулировать их вдохновение.