Режиссер: Ренни Харлин. В ролях: Холли Госс, Мэттью Стоукс, Люк Олбрайт, Райан Хоули, Джемма Эткинсон, Николай Бутенин, Нелли Нильсен, Джейн Перри, Валерия Федорович, Сергей Лобанов и др. Сценарий: Викрам Уит, Елена Шаталова, Аркадий Ягид. Россия, США. 2013. 100 мин. Бюджет: $ ? млн. Сборы: $ 5 млн. Рейтинг на IMDB: 5,7.

 

– Я хочу узнать, что случилось здесь!  И ответ – за этой дверью.

Так помоги мне ее открыть!..

Фатальное женское любопытство, ведущее в Ад.

 

Покрытая мраком тайны гибель в 1959 году на Урале группы Игоря Дятлова очень давно не дает покоя студентке Холли Кинг (Холли Госс). Так бы и продолжала девушка мучить себя вопросами без ответов, но подвернулся удачный случай. Профессор психологии родного университета Марта Киттлз (Джейн Перри), вероятно, всей душой верящая в Perestroyka и, наверно, не особо ценящая здоровье своих учащихся, решила послать группу студентов во главе с Холли в научную командировку в одно из диких и загадочных мест далекой заснеженной России. Цель путешествия – пройти тем же маршрутом, что и дятловцы в 1959 году, и попытаться американским умом разгадать причины их таинственной гибели. Мотивировано данное странное решение стремлением вовлечь студентов в упражнение по психологии, чтобы заставить изнеженных комфортом молодых людей встать на место русских туристов из группы Дятлова и в районе их гибели попытаться реально понять, почему в момент трагедии русские вели себя именно так, а не иначе. При этом сам поход для отчета должен быть обязательно зафиксирован на видео.

Холли безумно рада и, получив грант на вояж, собирает команду – своего лучшего друга кинооператора Дженсона (Мэттью Стоукс), девушку-звукооператора Дениз (Джемма Эткинсон) и двух опытных альпинистов – энергичного шалопая Энди (Райан Хоули) и местного мажора – спокойного мужичка в дурацкой шапочке и с флягой виски за пазухой Джея-Пи (Люк Олбрайт).

Самолетом наши герои-исследователи добираются до Челябинска и далее поездом (причем по-народному, в плацкартном вагоне) до Ивделя. Дальше можно двигаться только на попутке.

Порадовавшись заваленным снегом по «самое не могу» улицам уральского городка, студенты сразу ломанулись в бар, где за рюмкой самогона нашли местного водителя Сергея (Николай Бутенин), готового по доброте душевной доставить их до поселка Вижай, откуда до Горы смерти и перевала Дятлова рукой подать.

Наутро друзья забрались в неказистый грузовичок и двинулись навстречу приключениям. Причем, в лучших традициях американского равноправия, девушки по морозцу поехали в открытом кузове, а уважающий себя кинооператор Дженсон – в теплой кабинке.

Но нет худа без добра, в процессе поездки он выведал у водилы Сергея, что его тетя Аля (Нелли Нильсен) непосредственно причастна к интересующих студентов событиям давних лет.

При личной встрече тетя Аля зловеще сообщила удивленным студентам, что жертв было не девять, как гласит официальная версия, а одиннадцать. Ребята вздрогнули, но тут же об этом забыли. Разумеется, молодым людям стоило бы задуматься над столь странными несовпадениями, да и вспомнить, что сидящий в дурдоме десятый дятловец Петр Каров (Борис Степанов) настойчиво им советовал валить отсюда подальше. Но долг студента и детское любопытство заставили закрыть глаза на всякие странности и бодро направить свой путь на Гору смерти, где, честно говоря, творится черт знает что, и выжить в наше время там не проще, чем в 1959 году.

 

* * *

Режиссер картины Ренни Харлин за свою кинокарьеру обращается к теме России уже в третий раз. На мой взгляд, в «Тайне перевала Дятлова» гораздо более успешно, чем в двух предыдущих работах – «Рожденный американцем» (1988) – боевичок, полный мерзкого негатива и стереотипов о нашей стране, или «5 дней в августе» (2011) – совершенно отвратительная русофобская агитка о недавнем российско-грузинском конфликте. При всех своих талантах урожденный финн Харлин, что в ранней творческой молодости, что в зрелости берется за любую работу – лишь бы срубить деньжат. Особенно это заметно в последние лет 10-15. Золотая пора 90-х осталась для Ренни далеко позади, а ведь был самым успешным финским режиссёром Голливуда. То ли молодой задор пропал, то ли личная жизнь не заладилась, но в новом веке талант Харлина так особо и не проявился. А как прекрасно начинал – «Крепкий орешек 2» (1990), «Скалолаз» (1993), «Остров головорезов» (1995), «Долгий поцелуй на ночь» (1996), «Глубокое синее море» (1999).  Интересно отметить, что большинство из этих фильмов режиссер снял, будучи в семейных узах с Джиной Дэвис. После развода как отрубило: пошли проходные картины, которые пересматривать особого желания нет. Одним словом выпал человек из обоймы, и «Перевал Дятлова» лишний раз это подтверждает. Явно низкобюджетная картина с начинающим сценаристом и актерами из телесериалов на деньги российских продюсеров, фильмы которых, как известно, в прокате окупаются редко. Плюс ко всему в кошмарном жанре псевдодокументалистики, априори предполагающем минимум драматургии, актерского мастерства и качественных спецэффектов. Режиссеру надо из кожи вылезти, чтобы проявить свой талант, при условии, конечно, что и сценарий фильма будет своего рода творческим откровением. Но здесь не тот случай.

У сценариста картины Викрама Уита «Тайна перевала Дятлова» – первый опыт писательства. Нельзя сказать, что он человек посторонний для киноискусства – все-таки восемь лет трудится «разнорабочим» в съемочных группах различных телесериалов. Вот и слепил историю из того, что было в его сериальной голове. А чтобы уж особо не раздражать российского зрителя, основного, надо заметить, в помощь Викраму продюсеры дали Елену Шаталову и Аркадия Ягида, обладающих творческим опытом подстать Уиту.

В первые 50 минут фильма неторопливое и малособытийное действие с небольшим упором на российскую экзотику разбавляется вялыми переругиваниями и шутками героев, красивыми горными пейзажами, в большинстве своем очень серыми эпизодическими героями, практически полным отсутствием атмосферы напряженности и приближающегося ужаса. А законы выбранного жанра этого настоятельно требуют, и авторы, безусловно, пытались создать что-то подобное, но получилось настолько неуклюже, бестолково и глупо, что все старания нагнести атмосферу закончились практически ничем.

К счастью для зрителя во второй половине фильма режиссер внезапно вспомнил, что снимает триллер ужасов и резко сменил темп и стиль повествования. Наконец-то начался добротный экшен, динамичный, захватывающий, интересный, временами страшный. Несмотря на крайне раздражающую трясущуюся камеру, я неотрывно смотрел на экран и пару раз даже реально вздрогнул от страха, настолько происходящему на экране удалось захватить сознание.

Как явные плюсы постановки – неплохие декорации, любопытная идея временных эффектов, хоть и стандартные, но страшные монстры, минимум так любимого авторами подобных фильмов тупизма персонажей в критической обстановке и, конечно, концовка фильма – очень изящная и естественная. Стоит сказать спасибо Харлину, что сюжет не обрывается на полуслове, и чем все кончится непонятно до самого конца фильма.

Еще один, на мой взгляд, немалый плюс картины – то, что благодаря отечественным продюсерам и сценаристам в отличие от многих других фильмов о России наша страна и ее люди показаны с должным уважением, пусть и с иронией, но без дурацких стереотипов и нервирующих ошибок в русских словах, названиях. Вполне нормальный вагон поезда, профессиональное телевидение, отзывчивые, образованные жители провинции.

Хоть в фильме и нет ярких актерских работ, но в целом сыграно вполне добротно. Достаточно обаятельные, пусть и стандартные и привычные для зрителя характеры.

Стоить отметить отличные и эффектные съемки в горах. Ренни Харлин еще при работе над «Скалолазом» приобрел богатый опыт подобных съемок. Как он отмечал в одном из интервью: «В поисках натуры мы объехали весь мир. И я понял одно: если снимаешь кино в горах, необходим баланс захватывающих видов и возможности добраться до них со всей группой». Красивых видов в «Тайне перевала Дятлова» в избытке. 

Что сказать в заключение? Фильм, конечно, мог бы быть принципиально лучше, если бы решились его снять нормальной, а не трясущейся камерой, без авангардистских закосов в самопальную документалистику и по нормально проработанному сценарию. Но нашим продюсерам очень хочется заявить о себе в мировом масштабе, замутить совместный проект с известными голливудскими личностями. Раз на первый эшелон денег нет, сгодится кто и помельче. К сожалению, результат этого, как и предыдущих экспериментов, одинаков – движений много, выгоды мало, зритель по большей части разочарован. Разумеется, нельзя назвать фильм совсем уж плохим, есть в нем проблески таланта, определенное стремление сломать некоторые стереотипы. Но в целом – произведение сугубо на один раз, а в остатке – досада, что авторы не смогли или поленились сделать свою работу с должным качеством, и зрителя опять держат за идиота, вынужденного платить свои кровные за всякий полуфабрикат. А что касается претензий некоторых умников к нераскрытию в фильме реальных причин гибели группы Дятлова, так кино – это не жизнь, не научное исследование с нудными объяснениями экспертов. Кино – это красочное шоу, которое чем невероятнее, тем больше затягивает. А кому нужна серость реальной жизни, посмотрите в окно. К сожалению, в случае с «Тайной перевала Дятлова» такого как хотелось бы праздника красок не получилось. Грустно. Это я к тому, что, как очень часто случается, хотелось получить удовольствия на все 100, а вышло едва на 50!