Режиссер: Джон Райт. В ролях: Ричард Койл, Рут Брэдли, Рассел Тови, Лалор Родди, Дэвид Пирс, Нед Деннехи, Луис Демпси, Джонатан Райан, Стюарт Грэхэм, Брона Галлахер и др. Сценарий: Кевин Лехан. Великобритания, Ирландия. 2011. 90 мин. Бюджет: £4 млн. Сборы в мире $0,42 млн. Рейтинг на IMDB: 6,3.
- Где служите?
- Дублинский централ.
- Ну и как, нравится?
- Не то слово – наркоторговцы, убийцы, насильники всякие. Очень весело.
- Ну, хоть что-то. Зато у нас тишь да гладь…
Диалог Кирана и Лизы
В одну из темных ветреных ночей в пяти милях к западу от небольшого ирландского острова Эрин в черном ирландском небе появился огромный метеорит, прочертил яркий след и, разметав тысячи брызг, упал в штормовое море. Экипаж находившегося поблизости рыбацкого траулера «Си Харвестер», подгоняемый любопытством, приблизился к месту падения странного объекта и жестоко поплатился за глупую любознательность. Все без исключения рыбаки были немедленно съедены каким-то морским чудовищем, и судну пришлось продолжить свой путь по мятущимся волнам уже без экипажа. С этой трагедии началась цепь зловещих событий на острове. Совсем скоро были найдены выброшенные прибоем на берег мертвые киты со страшными ранами на теле. А бывалому рыбаку и нелегальному самогонщику Пэдди Барретту (Лалор Родди) в ловушку для лобстера попалось странное существо со щупальцами синего цвета, которое норовило злобно плюнуть в человека вонючей жидкостью. Не обошлось и без человеческих жертв.
Так совпало, что в это же время из Дублина на остров Эрин прибыл молодой офицер полиции Лиза Нолан (Рут Брэдли). Девушка, по жизни трудоголик и карьерист, решила использовать накопившиеся по основному месту службы в столичном полицейском управлении отгулы, чтобы поработать и параллельно отдохнуть на тихом острове вдали от шумной столицы, да заодно набрать пару очков для будущей аттестационной комиссии. Добрая половина населения Эрина, включая и шефа местной полиции сержанта Кенефика (Джонатан Райан), уезжает на две недели на соседний остров на выставку. Лиза добровольно вызвалась усилить местные силы правопорядка на время выставочных мероприятий, составив пару местному служителю закона Кирану Ошею (Ричард Койл), оставшемуся в одиночестве на боевом посту. Однако, Киран не очень-то и рад новому коллеге, но выбора нет – начальство побоялось оставить замечательный остров Эрин на попечение офицера Ошея. И странного в этом мало. Мужик живет в суровом одиночестве, глушит по-черному виски, утром практически нетрудоспособен, а весь оставшийся день терзается похмельем и воспоминаниями о потерянной любви. Самое интересное, что цепь последующих событий не только не заставит Ошея забыть о пагубном пристрастии к спиртному, но и надолго втянет насквозь положительную Лизу Нолан в туман алкогольного дурмана, потому что без виски, пива и самогона здесь просто не выжить. На острове Эрин беспредельничают кошмарные создания, жаждущие крови людей, и только наличие в этой крови солидной доли алкоголя дает хоть какой-нибудь шанс остаться в живых.
* * *
Авторы картины режиссер Джон Райт и сценарист Кевин Лехан – настоящие ирландцы, больше десяти лет работающие в киноиндустрии. Правда, у Лехана полнометражная картина случилась впервые, а у Райта «Грэбберсы» – только второй большой фильм. Но судьба заставила парней взяться за серьезное и благородное дело возрождения жанра фильма-ужасов про смертельно опасных монстров в комедийной интерпретации.
Можно с уверенностью сказать – для дебюта получилось вполне сносно, даже весьма удачно.
За основу сюжета взята потенциально смешная, хоть и далеко не оригинальная идея о пьяной пиявке, напившейся крови алкаша. Однако классическая шутка подана с ирландским колоритом, с незлобивым подшучиванием над национальными особенностями и стереотипами. Как бы ирландец рассказывает веселую историю об ирландцах, с юмором, но без грубых и неуместных параллелей и намеков.
Видно, что Кевин Лехан в свой первый полнометражный сценарий вложил много сил и стараний, но недостаток опыта, а может и фантазии, довольно часто напоминают о себе. Это касается, прежде всего, заметной неоднородности сюжета по стилю и темпу развития событий. Любовная линия, как и детективная составляющая, неоправданно затянуты и ощутимо бедны комедийными элементами, а уж когда наступают ужасы, и темп повествования ощутимо возрастает, для смеха остается еще меньше места. А ведь так хотелось, чтобы возрождение жанра монструозной комедии было, например, в виде энергичного комедийного боевичка или триллера (можно и с любовным уклоном), постепенно переходящего в эксцентричную буффонаду про монстров. К сожалению, сценарист не проникся этой идеей и не стал украшать ужастик элементами пародии или остроумной комедии положений. А зря, персонажи придуманы очень неплохие и для этого вполне подошли бы, да и задействованные актеры, я думаю, неплохо бы справились с подобной задачей.
Авторы пошли своим путем, и первая половина фильма с точки зрения комедийного жанра явно проваливается, а вместо искрометных шуток и пародийных скетчей нам регулярно предлагают полюбоваться суровой красотой ирландских пейзажей, в то время как герои, обмениваясь не очень-то смешными фразами, неспешно перемещаются из одной сцены в другую. Снято все, конечно, великолепно и умело, да и съемки проводились зимой, которая в тот год выдалась в Ирландии самой суровой за 100 лет. Мрачные ландшафты, безусловно, способствуют нагнетанию напряжения в кадре, а нетипичные для этой местности метели, штормовые бури и мороз пришлись как нельзя кстати. Но где настоящая комедия? Авторы упрямо копят шутки на потом, а пока просто снимают обычный фантастический триллер, изредка вкрапляя в повествование скромные комедийные элементы. При этом нам не забывают напоминать, что смотрим мы все-таки комедию, для чего активно используются классические штампы, узнаваемые ситуации. Однако происходит это как-то вяло, без энтузиазма и малейшей попытки внести в них что-то особое, задорное и самобытное. Спору нет, трудно оригинально спародировать то, что пародировалось десятки раз раньше. Но можно было хотя бы попробовать? Авторы решили не рисковать, и в борьбе за зрителя точно в этом проиграли. А ведь с юмором у сценариста местами очень даже неплохо. Взять хотя бы сцену встречи Кирана и Лизы в порту, рекламный щит для туристов на фоне угрюмого серого неба рекламирующий яркое солнце и зеленые холмы Ирландии, кофе со сливками, или коротенький эпизод со Станиславом Владимировичем Войцеховским.
Вторая половина фильма ощутимо энергичней первой и шуток тут на порядок больше, при этом они преимущественно исходят от второстепенных персонажей и в основном связаны с неуемным и массовым потреблением алкоголя. Множество мелких остроумных зарисовок, комичных ситуаций на заднем плане сопровождают главную линию противостояния главных героев и монстров. И здесь уже хочется простить режиссера за довольно невнятную середину. Черный юмор заполняет экран, и сюжет уже вполне естественно и гладко перетекает из обычной в комедию ужасов с очень динамичной экшен-составляющей. В общем-то, тогда и начинаешь понимать, что, по большому счету, именно личные предпочтения зрителей, традиционного ждущих от фильма в жанре комедии ужасов что-то типа «Очень страшного кино», то есть фактически фарса с кривляньями и шутовством, и виноваты в некотором разочаровании от скромного объема комичных сцен и юморных диалогов. Мягкий, ненавязчивый юмор несправедливо кажется совершенно не соответствующим жанру, требующему, естественно, гротеска и эксцентричности во всем, не исключая персонажей, игры актеров и постановки. Но, конечно, не всё так плохо. Режиссер Джон Райт попытался выжать из сценария максимум комедийности, и актеры ему в этом активно помогали, стараясь быть ближе к требуемому зрителем стилю. Особенно Рассел Тови в роли морского эколога доктора Адама Смита, Клелия Мерфи (рыбачка Айрин), дует – Дэвид Пирс (трактирщик Браен) и Брона Галлахер (Уна, его жена) и, обязательно и прежде всего, – Рут Брэдли (Лиза Нолан).
Рут прекрасно сыграла роль и очень близко именно к той манере, которую так хотелось видеть на экране. Если ее партнер Ричард Койл больше держался в нарочито сдержанных тонах, то Лиза Нолан – просто радость для глаз: задорная, дурашливая, энергичная и бодрая ирландская красотка, одним только движением лица способная показать кучу эмоций. Безусловно, без Рут Брэдли в паре с Ричардом Койлом фильм скорей всего выглядел бы значительно слабее.
Нельзя не отметить и отличную работу декораторов и мастера спецэффектов Шона Харрисона – очень опытного специалиста, принимавшего участие в работе над многими известными картинами, включая «Гарри Поттера» и «Звездные войны». В фильме наряду с компьютерными использованы и монстры ручной работы из латекса, причем модели созданы с похвальным вниманием к мелким деталям. Внешний облик монстров в подобных фильмах играет весьма важную роль. «Грэбберсы» могут похвастаться сразу тремя различными видами больших и маленьких отвратительных чудовищ. Приятно, что мерзких тварей можно видеть уже довольно рано и во всех деталях, а не только в самом конце, как это часто бывает в фильмам похожей тематики. Модели сделаны отлично, и их не требуется скрывать в полутьме или густом тумане. При этом есть несколько очень эффектных и качественно снятых крупных сцен, типа нападения монстра на автомобиль или финального побоища. Для фильма со сравнительно низким бюджетом спецэффекты вполне сносные и выглядят достаточно дорого. Я думаю, в Голливуде на это потребовалось бы значительно больше средств.
Подводя итоги, можно сказать, что «Грэбберсы» в целом очень даже неплохой и веселый фильм, который довольно удачно ухитряется сочетать элементы различных жанров и является заметным шагом в сторону возрождения уже подзабытого сочетания «комедия + ужас». Жанр хоррор-комедии труден для реализации сам по себе, потому что быть страшным и веселым одновременно – задача очень непростая. Спасибо ирландцам, что они не побоялись попытаться эту задачу решить, благодаря чему мы имеем «Грэбберсов» – достойных продолжателей дела незабвенных «Гремлинов» и «Дрожи земли». При этом с замечательным актерским составом, неплохим сценарием, симпатичными персонажами и достойными спецэффектами. Я посмотрел фильм не без удовольствия, чего и всем желаю.