Режиссер: Федерико Альварес. В ролях: Джейн Леви, Шайло Фернандес, Лу Тэйлор Пуччи, Джессика Лукас, Элизабет Блэкмор и др. Сценарий: Федерико Альварес, Родольфо Саягес, Сэм Рэйми. США. 2013. 91 мин. Бюджет: $ 17 млн. Сборы по миру: около $ 97,5 млн. Рейтинг на IMDB: 6,5.

 

– Сегодня вы все умрёте!

Не совсем верный прогноз одержимой Мии

 

Симпатичная девушка Мия (Джейн Леви) – наркоманка со стажем, которая за свою недолгую жизнь несколько раз находилась на грани смерти и пыталась завязать с пагубной зависимостью, решает окончательно покончить с наркоманией. А чтобы не было возможности, проявив в очередной раз малодушие, соскочить с принятого решения, Мия со своим братом Дэвидом (Шайло Фернандес) и друзьями – Эриком (Лу Тэйлор Пуччи), Оливией (Джессика Лукас) и Натали (Элизабет Блэкмор) отправляются в глухой лес, где располагается старый, вросший в землю мрачный дом, в котором Мия и Дэвид провели свое безрадостное детство под опекой сумасшедшей матери.

В торжественной обстановке Мия уничтожает привезенные с собой наркотики, и компания готовится мужественно встретить неминуемую в таких случаях наркоманскую ломку. И она наступает, чувства девушки обостряются до предела, она истерит и принуждает друзей заглянуть в подвал под домом. Взору молодых людей открывается страшная картина. Страшнее ее только вонь, исходящая из глубины проклятого подвала. Но друзей это не останавливает, они с интересом обследуют все закоулки. Самый умный на вид блондинистый очкарик Эрик находит странный фолиант, обмотанный колючей проволокой. Не советуясь с друзьями, он изучает таинственную книгу и, что самое страшное, произносит вслух начертанное на ее страницах дьявольское заклинание. Демон, недолго думая, вселяется в самое слабое звено – Мию и начинает методично руками самих же людей их уничтожать, ибо цель адского создания на редкость проста – забрать души пяти человек, чтобы на Земле воцарился Ад. И пока участники конфликта тупо метаются по хижине, силясь понять – на самом ли деле Мия стала демоном или это просто сейчас ломки такие, страшный конец человечества медленно, но верно приближается.

* * *

Новые «Зловещие мертвецы» – камерная шокирующая история с обильным членовредительством, реками крови и основными сюжетными ходами, заимствованными из первых двух частей классической эпопеи (отчего Сэм Рэйми и включен в число сценаристов).

Начинается фильм леденящим душу прологом. И с первой сцены становится ясно, что  создатели картины делают ставку на героях-перевертышах, отношение зрителя к которым в считанные секунды меняется от глубокой симпатии до стойкой неприязни и наоборот. Герои-перевертыши – одна из основ сюжетной фабулы новых «Мертвецов», которые ни в коем случае не переосмысление жанра «хоррор», но мастерски поставленное зрелище на, казалось бы, истоптанном поле «Зловещих мертвецов». Зрелище эффектное, местами зловещее, шокирующее и жестокое. Ремейк, скажу прямо, удачный. Гораздо более удачный, чем можно было надеяться.

Режиссер сознательно завертывает именно в садистскую сторону ужаса, отвратительную и притягательную одновременно, с использованием в качестве садистских аксессуаров вполне обычных, банальных в своей привычности инструментов, которые уже сами по себе вызывают подсознательный страх у обывателя – электропилка для продуктов, топор, ружье, осколки стекла и, наконец, бензопила. И все это подается в мрачных готических тонах черного романтизма приближающегося апокалипсиса.

Я искренне порадовался, что фильм не кончился тривиальным сожжением оскверненного дома, а произошел еще один перевертыш, и борьба со злом развернулась с новой силой уже под символическим в своей стильной мрачности кровавым дождем. Конечно – это классика, своего рода шаблон 80-90-х, но к чести режиссера уругвайца Федерико Альвареса смотрится и в наше время правильно и ожидаемо приятно. Отдадим должное Альваресу – человек подошел к делу с душой и добросовестным умением. При ничтожном по современным голливудским меркам бюджете на экране все выглядит очень пристойно, работа оператора безупречна, монтаж не раздражает. Компьютерные эффекты минимальны и часто желаемая напряженность в кадре достигается операторским мастерством и общей атмосферой сцены, что у зрителя резко увеличивает осознание ужаса и физической боли, переживаемой героями. Этому способствуют и определенные оригинальные находки, как разрезанный стеклом рот или толстые гвозди, пронзающие лицо жертвы. Создатели фильма – дебютанты – режиссер Федерико Альварес и сценарист Родольфо Саягес приложили все усилия, чтобы даже мелочи играли на общую атмосферу: отсюда и амулет, свернувшийся в форме черепа, и страшные в своей адской пластике движения демонов, и замечательный грим беснующихся демонов, и даже первые буквы имен главных героев, составляющие слово «демон».

У Альвареса «Зловещие мертвецы: Черная книга» – первый полнометражный фильм в карьере, до этого было пять короткометражек, причем к двум из них он писал сценарий в содружестве все с тем же Родольфо Саягесом. Наметился успешный творческий союз двух талантливых кинодеятелей. Хочется пожелать им успехов и главное – не потерять молодой творческий задор.

Актеры, задействованные в фильме, – не новички в кинопроизводстве, у всех за спиной солидный опыт участия в заметных телесериалах и полнометражных картинах. Главная нагрузка легла, конечно же, на исполнительницу Мии Джейн Леви. Актриса отлично справилась с непростой задачей перевоплощения то в стервозную наркоманку, то в беззащитную девушку, то в кошмарного монстра. Роли других персонажей на фоне Мии выглядят значительно более серо, выступая по большей части как объекты для садистских экспериментов демонов. Но, тем не менее, отыграли все актеры отлично, убедительно перевоплощаясь из людей в монстров и назад и всячески помогая режиссеру создать на экране дух жесткого ужаса и кошмарной безысходности.

Создатели «Зловещие мертвецы: Черная книга» попытались в своей работе, сохранив общую атмосферу и визуальный ряд классических «Зловещие мертвецов», рассказать историю современным киноязыком. И это им удалось на все сто процентов.

Я просмотрел картину не без удовольствия, иногда даже покрывался легким холодным потом, что на фоне других современным фильмов ужаса – большое достижение. Хорошая история, великолепная постановка и мастерство создателей, надеюсь, и вас не оставят равнодушными.