Режиссер: Нил Бломкамп. В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Диего Луна, Вагнер Моура, Уильям Фихтнер, Брэндон Оре, Джош Блэкер, Эмма Тремблэ и др. Сценарий: Нил Бломкамп. США. 2013. 109 мин. Бюджет: $ 115 млн. Сборы по миру: $ 286 млн. Рейтинг на IMDB: 6,6.
– Тот, кто имеет это, способен изменить систему!
Криминальный гений Спайдер о голове Макса
В 2154 году Лос-Анджелес представляет собой гигантские, до предела замусоренные и перенаселенные трущобы, жители которых политически бесправны, лишены элементарных социальных гарантий, включая здравоохранение, а социальные лифты полностью отсутствуют. Простой детдомовский парнишка может сделать успешную карьеру разве что в бандитской шайке. Беспросветная нищета, унылая и опасная низкоквалифицированная работа, мусор, грязь, попрошайки, дети-оборванцы, полное нарушение прав человека со стороны бездушных роботов-полицаев, железными клешнями регулирующих жизнедеятельность вечно недовольного стада людей второго сорта – вот во что превратился некогда цветущий город Ангелов. Простому трущобному человеку остается только горестно вздыхать, да, подняв грустные глаза к небу, тоскливо наблюдать, как грациозно парит над облаками рукотворный рай под названием Элизиум, куда простым гражданам, не имеющим соответствующего клейма на руке, вход строжайше запрещен. Поэтому глупо мечтать о светлом будущем, надо продолжать просто жить в кошмарном полицейском государстве, терпеть унижения от робокопов, считать гроши до зарплаты, да ругать на кухне проклятое правительство, разделившее американский народ на людей, которым доступны все блага научного прогресса, и остальных, кому не досталось ничего, кроме нищеты и страданий.
Макс Да Коста (Мэтт Дэймон), выросший в суровых условиях приюта, там же научившийся воровать и жить по понятиям, после бурной бандитской молодости встал на путь исправления и нашел работу на местном заводе, принадлежавшем корпорации Armadyne, хозяева которой безбедно и счастливо живут на Элизиуме. Однажды в продолжение неудачного утра, результатом которого стала травмированная рука, и как следствие безжалостной погони руководства завода за сверхприбылью, Макс оказывается облученным радиацией. Бессердечная железяка робот-фельдшер озвучивает невеселый прогноз – жить, парень, осталось всего пяток дней, поэтому глотай халявные таблетки от фирмы и не горюй – у тебя уже все позади. Наш герой начинает судорожно искать выход из смертельного положения. Всю оставшуюся часть фильма занимают попытки Макса попасть на Элизиум и успеть излечиться от смертельного недуга.
Трагедия Макса, его метания в поисках спасения и боевые сцены перестрелок с роботами проходят на фоне кризиса в среде политической элиты Элизиума, где жестокая фашиствующая женщина-министр Делякур (Джоди Фостер), имея свой взгляд на способы предотвращения бесконтрольной миграции земных оборванцев на Элизиум, планирует государственный переворот с целью сместить с поста бесхребетного популиста президента Патэла (Фаран Таир) и жесткой рукой защитить Элизиум от пугающих общественность бездельников-иммигрантов, которые всеми правдами и неправдами пытаются прорваться в рай.
Делякур активно помогают ее ближайшие соратники – до невозможности суровый и жестокий агент Крюгер (Шарлто Копли) с командой наемников и интеллектуал-программист Джон Карлайл (Уильям Фихтнер), являющийся одновременно управляющим заводом, где пострадал Макс.
Желание отомстить руководству предприятия за поруганную жизнь и стечение обстоятельств приводят к тому, что пути Карлайла и Макса пересекаются. Наш герой становится носителем великой государственной тайны, которая при правильном использовании может перевернуть с ног на голову весь уклад жизни обитателей рукотворного Рая. При этом дополнительным движущим мотивом попасть на Элизиум для Макса служат вспыхнувшие чувства к бывшей возлюбленной Фрее (Алис Брага), малолетняя дочь которой Матильда (Эмма Тремблэ) без райской медицины неминуемо умрет. События закручиваются в бешеную спираль, часы тикают, Макс со товарищи рвет жилы. Но цель оправдывает все жертвы – на кону не только жизнь двоих трущобников, но и социальные перспективы всего человечества. Наше дело правое – победа будет за …
* * *
Если кратко, фильм в целом неплохой, но немного не такой, как можно было ожидать, доверяясь рекламе. Думал, будет ураганный боевик на фоне социальной драмы, атмосфера которой активно подогревает желание героя крушить все направо и налево в борьбе за справедливость. Обычный человек, обиженный власть имущими и вынужденный стальными кулаками экзоскелета наводить порядок в среде зажравшихся и размякших от спокойного состояния хозяев жизни. Энергичный супермен в осином гнезде развитого капитализма. Вот что я надеялся увидеть в новой картине уважаемого режиссера. Но предложили драматический триллер, без брутального супермена, без глобальных задач победы над мировым злом.
Слишком мало боевика, слишком много мелодрамы. Стремление очеловечить заведомо комиксоидный образ главного героя, сюсюканья с детским привязанностями, надоедливые флэшбеки в самые напряженные моменты повествования – раздражают своей ненужностью и бесполезностью. Если к этому добавить еще и сцены потасовок, снятые нарочито крупным планом, дрожащей камерой, да глупые логические несостыковки сценария, придется признать – фильм очень сильно не дотягивает до шедевра и мог бы получиться даже при своем не слишком большом бюджете значительно более интересным и стильным, если бы авторы рассказали историю несколько в другом ключе.
Но что вышло, то вышло. Поговорим о том, что есть.
Только совсем тупому не понятно, что в современном капиталистическом мире происходит что-то неладное. Кризисы, войны, взрывы и пожары, терроризм, нищета и несправедливость. Ограничение личных свобод со ссылками на интересы национальной безопасности, тотальный контроль над гражданами, наблюдение, слежки, наемники, массовая трудовая миграция, коррупция и должностные преступления при лживой официальной пропаганде – черты нашего антидемократического времени.
События последних двух десятилетий не прошли незамеченными в творческих кругах Голливуда. Продюсеры четко чувствуют куда ветер дует и предлагают зрителю сюжеты, которые не оставят его равнодушным. Отсюда акцент на социальное неравенство, политические репрессии, глобальные катаклизмы.
В Элизиуме, как и в реальной жизни, защита прав элиты и ее огромных богатств требует интенсивного насилия над обездоленными массами населения. А самые неблаговидные операции проводятся руками государственных жестких наемников.
Режиссер Нил Бломкамп вырос в Южной Африке и своими глазами видел все ужасы и апартеида, и новой власти, весь хаос перестроечных процессов и стихийного расизма. В одном из интервью он выразил мысль, что хотел бы получить известность как режиссер, который делает фильмы, имеющие свою точку зрения на социальные процессы. С этой стороны новая работа Бломкампа безупречна. К чести режиссера, он смотрит на современный мир открытыми глазами, а художественные средства и впечатляющие спецэффекты эффективно помогают довести этот взгляд до зрителя. Очень колоритна картинка трущоб Лос-Анджелеса будущего (снимали в современном Мехико), убедителен звериный оскал капитализма, беззащитность простого человека перед безжалостной системой.
Но Голливуд, как известно, обломает любого. Революция, пусть даже мультяшно-киношная, в Америке недопустима, поэтому зрителю внушают, что априори виновата не порочная система, а некоторые отдельные нехорошие люди. И вот по ходу развития сюжета до предела доведенная напряженность, почти революционная ситуация вдруг оборачивается социальным миром, когда очередная подачка власть имущих сбивает наплыв страстей, и народ покорно возвращается к своему разбитому корыту.
В таком разрезе супермен-революционер фильму совсем не нужен. И тогда становится понятным выбор на главную роль Мэтта Дэймона, парня с простецким лицом и грустным взглядом, в котором жестокого революционного огня столько же, как у сытого хомячка. А ведь поначалу хотели на эту роль взять кейптаунского техно-рэпера Ninja, вот у него физиономия самая революционно-хулиганская. Не срослось. Возможно, с таким главным героем фильм был бы выдержан в ином ключе. А так Макс – какой-то вялый супергерой, да еще вдобавок с проблемами со здоровьем, жертва обстоятельств с любовной мотивацией геройства. Не чувствуется в этом образе необходимых для таких случаев брутальности, цинизма и самоиронии. Пусть человек стал отпетым маргиналом по воле случая, пусть судьба сыграла злую шутку, но дан шанс, не оглядываясь назад, заплатить всем по счетам и насадить пусть локальную, но справедливость. Бломкампу-сценаристу это показалось излишним; на мой взгляд – серьезное упущение. Но с другой стороны, кто бы позволил ему создавать в нашем очень неустойчивом мире новый сверхпривлекательный идол революционера? Этого никому из властителей не надо.
Жаль что приличная постановка с пристойными спецэффектами, оригинальными идеями и неплохими актерами в очередной раз увязла в болоте политкорректности и семейных ценностей.
Что порадовало – в выдуманном мире будущего, по мысли автора, научная аппаратура и оружие, используемые жителями Земли, будут исключительно российского производства. Отмечу – именно российского, а не китайского, как можно было ожидать. Верит Бломкамп в нашу науку и производство, верит несмотря ни на что. Спасибо. Интересно и то, что обитатели земных трущоб говорят на испанском, а главный антигерой – министр Делякур, как и многие жители Элизиума, по-французски. Элизийцами управляют политики, а землянами – роботы-полицаи. Что-то в этом есть. Во всяком случае, мир будущего социального устройства как визуально, так и структурно авторам удалось показать виртуозно.
Бломкамп – мастер визуального стиля. Как и в «Районе № 9», вкус грязи, песка и мусора почти реально осязаемы. Добавьте к этому очень естественную смесь робототехники, космических шатлов и присутствующих в фильме атрибутов обычной жизни. Нельзя не признать, что Бломкамп является одним из лучших кинофантастов современного кино. Похвально его внимание к мелким деталям и тщательно отработанный фантастический реализм.
Лучшие фильмы научной фантастики очень часто являются зеркалом современного общества, и режиссер в «Элизиум» постарался создать реалистичную аллегорию с упором на болевые точки современного мира, где царят неразрешимые противоречия между социальными группами, как с точки зрения влияния на развитие цивилизации, так и в плане доступности достижений науки. И поскольку эти противоречия в рамках современного мира разрешить невозможно, закономерно рождение двух миров, в одном из которых существует преувеличенный достаток, а в другом преувеличенная неустроенность. Например, современные США и Мексика – как аналоги Земли и Элизиума. Меньшинства очень скоро станут большинством, но в отличие от фантастики богатые не смогут улететь на мифический Элизиум, говорят авторы фильма, надо решать проблемы уже сейчас, пока еще не поздно. Нил Бломкамп попробовал зайти на это поле. И попытка оказалась несомненно удачной. Вот только если бы главный герой был покруче, а соплей и интеллигентских сомнений меньше, бюджет повыше, а стрельбы побольше. Ну, это только для меня, вы можете думать совсем по-другому. Но фильм посмотреть стоит, однозначно.