Материал из «Мир цирка. Клоуны, 1995 г. Кладезь,1995 г.» 

Интермедия с яблоком

Во время работы клоуна на арену бросают яблоко. Клоун замечает его и хочет поднять. Шпрехшталмейстер, в свою очередь, не дает ему этого сделать, начинается спор, кому брошено яблоко. Артисты решают разыграть его между собой. Условия таковы: не уходя с арены, спрятать яблоко и так до трех раз. Яблоко будет принадлежать тому, кто большее число раз угадает, где оно спрятано.

Клоун начинает игру и прячет яблоко подмышку. Приходит шпрехшталмейстер и велит клоуну поднять сначала одну руку, потом другую. Клоун поворачивается к нему спиной и поднимает ту же руку. Когда Шпрехшталмейстер требует, чтобы он поднял другую руку, клоун заявляет, что она у него больная.  Шпрехшталмейстер насильно поднимает эту руку, и яблоко падает.

Наступает очередь шпрехшталмейстера прятать яблоко, и он прячет его сзади за шиворот. Появляется клоун и требует, чтобы Шпрехшталмейстер поднял одну руку, потом другую. Тот заявляет, что рука у него больная. Клоун смеется: «Знаю... знаю!..». Но и под другой рукой яблока нет. Клоун обыскивает шпрехшталмейстера, видит на спине горб, хохочет и вытаскивает яблоко. «Кто третий раз отгадает, тот съест яблоко», – говоря: Шпрехшталмейстер и уходит. Клоун торопливо ищет, куда бы спрятать яблоко. Не найдя места, он начинает торопливо и решительно его есть. Шпрехшталмейстер приходит и требует, чтобы клоун поднял руку. Тот сразу же с готовностью поднимает обе руки, потом одну ногу и другую. Шпрехшталмейстер понимает, что клоун съел яблоко и теперь смеется над ним. Он сердится на клоуна и дает ему оплеуху. Клоун в отместку выплевывает в шпрехшталмейстера огрызки яблока.

Антре со свечами

На арену выносили три подсвечника.  Шпрехшталмейстер  предлагал клоуну вставить в них три свечи и зажечь их. Кл подходил, вставлял свечи и спичкой зажигал их. Шпрехшталмейстер говорил, смеясь, что так зажечь может каждый дурак. А надо сделать в воздухе сальто-мортале, на лету вставить свечи и зажечь их особой спичкой. Если клоун исполнит это, то получит подарок. Клоун ставит подсвечники на два с половиной аршина один от другого, делает последовательно три сальто-мортале и одну за другой вставляет свечи. Затем он берет большую свечу, проделывает три сальто, и во время каждого из них он зажигает очередную свечу.

– Давай подарок! – требует он в конце номера.

 

Сценка разговорная

Например, клоун выходит на манеж и плачет.

– Что вы плачете? – спрашивает у него шпрехшталмейстер.

– Как же мне не плакать, когда сегодня после продолжительный и тяжелой болезни моя теща...

– Скончалась?

– Нет. Выздоровела.

Затем клоун теряет кошелек и опять плачет. Шпрехшталмейстер и  вся униформа ищут.

– Большой кошелек? – спрашивает шпрехшталмейстер.

– Большой.

– Много денег?

– Много.

– А сколько?

– Две копейки.

Диалог меняется. Клоун спрашивает, бывал ли шпрехшталмейстер в Москве и Петербурге, знаком ли он с тамошними барышнями, целовал ли он их и как они к этому относились?

Шпрехшталмейстеру не приходилось бывать в этих городах и тамошних барышень он не знает. Клоун рассказывает, что в Петербурге хорошенькие барышни плюют в лицо пристающим к ним молодым людям. В Москве барышни дают нахальным молодым людям по физиономии. И тех и других он попутно изображает. Когда дело доходит до изображения минских барышень, клоун подходит к барьеру и говорит: «Дайте навести фасон». Имитирует барышню-модницу, мажет губы, пудрится и спрашивает:

– Знаете ли вы, какая разница между домом и минской барышней?

– Нет.

– Дом штукатурится раз в год, а минская барышня штукатурится пять раз в день.

После этих слов клоун, уморительно прихрамывая, шел к шпрехшталмейстеру. Тот просил: «Барышня, позвольте вас поцеловать». Клоун жеманничал. Шпрехшталмейстер упрашивал, подходил к клоуну и целовал его в щеку. Клоун подставлял другую и говорил: «Еще раз!..». Затем он вскакивал на шпрехшталмейстера и уже сам целовал его в обе щеки и приговаривал: «Еще раз!.. Еще раз!..».

После поцелуев шпрехшталмейстер гнал клоуна с арены, говоря, что там ему не место. Тогда клоун заявлял, что его место на арене, а место шпрехшталмейстера в сумасшедшем доме.

– Вы клоун, дурак, – говорит шпрех клоуну.

– Что вы сказали? – дергается клоун.

– Что вы – дурак.

– Хорошо, мы сейчас узнаем, кто из нас умный, а кто дурак, – произносит клоун. – Приглашаю вас, умного, к себе в гости. Предположим, что это мой дом (рисует на песке план комнаты с дверями и окнами). Ну, господин шпрехшталмейстер, заходите.

Шпрехшталмейстер подходит к клоуну, и тот показывает вход в дом. Когда шпрехшталмейстер входит через дверь, клоун требует, чтобы он предварительно звонил. Наконец, шпрехшталмейстер попадает «в дом».

– Здравствуйте, господин умный, как поживаете, как ваше здоровье? – спрашивает клоун.

– Ничего, спасибо. А как ваше здоровье, клоун?

– А разве вы доктор? Господин шпрехшталмейстер, предположим, что здесь в комнате находится умный и дурак. Если дурак уйдет, кто останется?

– Конечно, умный.

–  А если умный уйдет?

– То останется дурак.

– Вот вы и оставайтесь, а я уйду.

И под хохот публики клоун убегал с арены, оставляя посредине манежа растерянного шпрехшталмейстера.

 

Интермедия, в которой клоун влюбляется в девушку, сидящую в зале

Клоун хочет подарить незнакомой девушке воздушный шарик. И кажется, это не составит особого труда, ведь в центре манежа стоит второй клоун с целой гирляндой разноцветных шаров. Но не тут-то было. Как только клоун с подарком направляется к своей особе, обязательно происходит какая-нибудь неприятность. То он натыкается на барьер или на партнера, а то просто падает, при этом, конечно, в его руках лопается шарик.

В конце концов, у клоуна остается лишь один шарик. Клоун вымаливает его и трепетно несет приглянувшейся девушке. И опять неудача! Клоун в полном отчаянии. Растроганный второй клоун спешит на помощь другу. Он разыскивает на ковре кусочки лопнувшего шарика и... сшивает их ниткой. После починки он начинает надувать шарик и происходит невероятное – в руках клоуна появляется яркий воздушный шар. Влюбленный на седьмом небе от счастья, но как же прикоснуться к такому чуду и не лишиться его тотчас же?! На выручку приходит второй клоун, он берет друга на руки и вместе с шаром осторожно подносит к девушке. Друзья в восторге. Но вдруг раздался резкий хлопок. Вздрогнув от неожиданности, клоуны устремляются к зрительнице. Но поздно – руки ее пусты, она не сумела сохранить подарок. Расстроенный влюбленный понуро бредет по манежу. Второй клоун, бросив укоризненный взгляд беспечной особе, спешит успокоить огорченного друга. Он нежно обнимает своего приятеля, заботливо склонившись над ним, как над малым ребенком, и, словно пряча от обидчиков, уводит за кулисы.

Эта лирическая сценка, навевающая светлую грусть, сердечную теплоту и нежную улыбку, надолго запоминается зрителю.