Материал из «Мир цирка. Клоуны, 1995 г. Кладезь,1995 г.» 

Клоунская сценка с подсадкой

На  манеж  выводили лошадь и вызывали из зала смельчака, который смог бы простоять на крупе лошади три круга. Тот, у кого это получится, выиграет немалую сумму денег. На призыв откликался зритель, подходил к лошади, и тут выяснялось, что он не только устоять, но и усидеть на ней не в состоянии. Начиналась веселая кутерьма: человек падал с лошади, бежал, уцепившись за ее хвост, садился задом наперед и вновь шлепался на манеж. Публика веселилась, а упорный зритель постепенно овладевал навыками верховой езды. Он уже оседлал лошадь, потом пытался встать и вставал... на четвереньки. Постепенно распрямлялся, на полусогнутых ногах проезжал круг, другой, третий! И выигрывал пари. После чего сбрасывал с себя нелепые брюки и куртку и представал перед всеми в традиционном костюме жокея. Ахнувшая публика приветствовала его. И тогда артист, изображавший неумелого наездника, демонстрировал серию жокейских трюков. Вот такая «подсадка»!

Музыкальная реприза с колокольчиками, которые раздаются зрителям

Повинуясь знаку клоуна-дирижера, самодеятельные музыканты по очереди вскидывали колокольчики, заставляя их звенеть, и по его же сигналу завершали звон. Из этих «звонов» складывалась определенная мелодия. И все было бы хорошо, если бы в ряды музыкантов не затесалась одна бестолковая женщина, которой явно «медведь на ухо наступил». У нее пытались отобрать «музыкальный инструмент», но не тут-то было! Она упорно хотела обучиться игре на нем. Дирижер взмахивал своей палочкой, «музыканты» слаженно «играли», пока очередь не доходила до бестолковой дамы. И все повторялось сначала. Тут на помощь приходил клоун с метлой в руках. Он вставал возле непонятливой зрительницы. При взмахе дирижерской палочки заносил метлу над «музыкантшей», она пугалась, и от испуга ее колокольчик звенел в нужный момент Новый взмах метлы – и звон колокольчика обрывался имение тогда, когда требовалось! Метла оказывала магическое действие на даму, и дирижеру удавалось успешно завершить объявленным им «Концерт на колокольчиках». Роль бестолковой музыкантши, конечно же, исполняла артистка на подсадке.

Сценка «Печенье»

Белый клоун заявлял Рыжему, что он прямо на глазах публики испеченное печенье в... шляпе. С этими словами он подходил к зрителю, просил одолжить его головной убор и направлялся к столику, в котором лежали яйца, мука, сахар, масло и стоял графин с водой» Белый перемешивал все эти ингредиенты в шляпе,  подогревы шляпу на пламени горящей свечи и... И надо было видеть, как нервничал владелец головного убора, когда его шляпу поджаривали на огне! Клоун успокаивал его, высыпал на тарелочку вкусное печенье, угощал взволнованного зрителя и всех желающих. Шляпу с благодарностью возвращал ее владельцу. Рыжий желал повторить фокус. Немедленно! Вырывал шляпу у только что успокоившегося зрителя, насыпал в нее муку, разбивал и туда яйца, лил воду, месиво получалось слишком жидким, клоун подмешивал к тесту опилок. Грязную намокшую шляпу подносил к пламени свечи! Что происходило с несчастным зрителем, описать невозможно! Он кричал, призывал милицию. В самый наивысший момент скандала Рыжий вываливал на тарелку ком теста пополам с опилками. Фокус не получился... Шляпу, потерявшую всякую форму, он робко протягивал владельцу. Тот задыхался от возмущения, у него уже не было сил кричать... И тут клоуны возвращали ему невредимую шляпу, поясняя, что все это лишь клоунская шутка. И не более того. Зал смеялся и ликовал.

Зритель, одалживавший клоунам шляпу, был, разумеется, «подсадкой».

 

«Ретивый фотокорреспондент»

Грозный лев готовился к прыжку. Не в меру ретивый фотокорреспондент подходил к клетке слишком близко. И все же ему не удавалось найти нужный ракурс для эффектного снимка, он буквально прижимался к прутьям клетки, щелкая фотоаппаратом, и в это мгновение лев кидался на фотокорреспондента! Любитель фотосъемок падал и чуть ли не на четвереньках уползал в фойе. Публика, смеясь и радуясь благополучному исходу, не догадывалась, что роль фотокорреспондента исполнял артист цирка.

Сценка с тиграми

Клоун решил поиграть на манеже в прятки. Вызывает из зала желающих принять участие в игре. На его призыв откликается полный мужчина в огромной кепке. Клоун завязывает ему глаза, кружит его, сейчас начнется игра... Но – ужас! – на манеж вырвались тигры. Публика в шоке – тигры на свободе! В ту же секунду вверх взметнулась сетка, окружая барьер. Зрители вне опасности, клоун успел перемахнуть через сетку, но зритель... У него завязаны глаза, он не видит тигров, звери растерзают человека... Появившийся дрессировщик преграждает хищникам путь. Со зрителем происходит еще много смешных и забавных приключений, пока дрессировщик, улучив момент, не выпроваживает его из клетки через маленькую запасную дверь. Так необычно и весело начинается аттракцион дрессировщика и его партнера, исполняющего роль испуганного зрителя.

Сценка с усами

 Клоун продавал чудодейственный эликсир для роста волос своему партнеру. Второй клоун, совершенно не веря в силу этого зелья, просто от нечего делать мазал жидкостью у себя под носом, потом шутя мазал над губой у инспектора манежа и даже проводил пальцем, смоченным в жидкости, под носом у малыша, сидевшего на коленях матери в первом ряду. После очередного номера артистов клоун появлялся на манеже. Инспектор видел, что у клоуна выросли усы. Клоун, смеясь, указывал на шпреха пальцем: тот тоже оказывался при усах. Клоун веселился и вдруг с ужасом переводил взгляд на мальчишку – ребенок тоже стал усатым! Мать, ничего не замечавшая до этой минуты, с криком и руганью уносила ребенка из зала.

Публика, конечно, догадывалась, что ее разыграли. Смеялась над шуткой, удивлялась, как ловко «мать» приклеивала мальчику усы, а они сидели рядом и не замечали, пока клоун не указывал им на «усатого» малыша.

 

Комический номер «Незадачливый портной»

В нем рассказывается о злоключениях глупого портного и его плутоватого слуги.

Портной появлялся в манеже верхом на неказистой лошаденке. Его встречал слуга и сообщал, что ему необходимо срочно ехать к почтмейстеру, чтобы снять мерку. Услышав это известие, лошадь притворялась больной и «замертво» падала на землю, придавив собой несчастного портного. Слуга в панике бегал вокруг упавшей лошади и безуспешно пытался освободить своего хозяина от лежавшей на его ноге лошади. На крик о помощи прибегал почтмейстер. Он уличал лошадь в притворстве, и она неожиданно вскакивала и бегала по манежу, неся на себе орущего и сидящего задом наперед портного. В конце концов портному удавалось освободиться от строптивого коня, упав на землю. Слуга выводил в манеж вторую лошадь, которая оказывалась не менее строптивой. Стоило портному приблизиться к ней, как лошадь тут же начинала брыкаться. В какой-то момент ему все же удавалось с помощью слуги и почтмейстера вскарабкаться на спину коня. Тотчас конь буквально взрывался дикими прыжками и свечками. С их помощью он сбрасывал с себя неумелого седока и убегал с манежа. Тогда портному приводили третью лошадь. Но тот решительно отказывался от нее, заявляя громогласно, что никогда больше не сядет на этих тварей. Лошадь, оскорбленная словами портного, вырывалась из рук слуги и бросалась на своего обидчика. Тот в страхе бежал от разъяренного животного и прятался в лавке. Но это не спасало последнего. Убедившись, что не сможет протиснуться сквозь узкую дверь лавки, лошадь прыгала за своим обидчиком через витрину.

 

 «Сценка с пирожным»

Шпрехшталмейстер выносит на блюде пирожное и просит клоуна отнести его некой Марии Ивановне.

Шпрехшталмейстер (объясняет): Пойдешь прямо, потом налево, потом опять прямо, потом направо.

При этом так размахивает руками, что дает клоуну по носу.

Клоун плачет. Шпрехшталмейстер извиняется и говорит, что тот сам подвернулся под руку. Повторяет ему адрес: «прямо... налево... прямо... направо».

Клоун убегает от него, смеется и садится на барьер.

Шпрехшталмейстер (терпеливо повторяет): Пойдешь, как я сказал, увидишь большой дом, взойдешь в него, поднимешься на тридцать три ступеньки вверх. Наверху увидишь звонок. Нажмешь копку: трр!.. трр!.. звонок зазвенит. Откроется дверь, выйдет Мария Ивановна. Ты дашь ей пирожное, скажешь, чтобы она съела и никому не давала. Понял?

Клоун: Нет, не понял.

Шпрехшталмейстер повторяет и заставляет повторить клоуна. Он делает это с комическими ужимками. Шпрехшталмейстер уходит, а клоун смотрит на пирожное, облизывается, пробует его пальцами.

Клоун: Пойдешь прямо... (откусывает кусочек), потом налево... (откусывает еще} потом... (повторяя весь адрес, съедает пирожное, спотыкается, падает и разбивает тарелку}. Выходит шпрехшталмейстер.

Шпрехшталмейстер: Отнес пирожное? Что Мария Ивановна сказала?

Клоун: Просила еще, говорит, что одного ей мало.

Шпрехшталмейстер: А где тарелка? Клоун: И ее съела.

Шпрехшталмейстер: Ты говоришь неправду! Марии Ивановна не могла просить еще. Я на нее очень сердит и положил в пирожное яд. Как только она его съест, у нее будет холера, и она умрет. Клоун (пугается, начинает корчиться, падает на землю):   Холера!.. Холера!., (изображает, что у него конвульсии).

По приказанию шпрехшталмейстера униформа приносит лекарство.

Клоун (пьет лекарство и приговаривает): Ой, лихо!.. Ой, лихо мне!.. А что это за лекарство?

Шпрехшталмейстер: Это самый лучший коньяк.