Режиссер: Джон Хайамс. В ролях: Скотт Эдкинс, Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен, Андрей Орловский, Рас Блэквелл, Кристофер Ван Варенберг, Мария Боннер, Джеймс Роулингс, Сигал Дайэмант, Дэвид Дженсен, Одри П. Скотт и др. Сценарий: Джон Хайамс, Даг Магнусон, Джон Гринхалг и др. США. 2012. 114 мин. Бюджет: $11,5 млн. Сборы: $ 1,1 млн. Рейтинг на IMDB: 5,0.
– Это – не конец. Всегда будет другой Джон…
Люк Деверо
Однажды темной-темной ночью Джон (Скотт Эдкинс) был разбужен маленькой дочуркой, которая жалобным, напряженным и писклявым голоском твердила, что в доме появились чудовища. Сну пришел конец, Джон неспешно покинул теплую постель, где продолжала смотреть сны любимая жена, и поплелся осматривать комнаты. И когда, казалось бы, уже убедился, что причин для беспокойства нет, тут же получил жестокий удар металлической монтировкой по голове, потом еще раз, и еще, и еще, и еще. Оглушенный упал с разбитым лицом на забрызганные кровью осколки зеркала, в не в силах воспрепятствовать происходящему на его глазах зверскому убийству жены и дочери. При этом злодей, стрелявший в бедных женщину и ребенка, сначала цинично обнародовал свою личность, сняв с головы лыжную маску, издевательски посмотрел в глаза Джона и только потом прострелил жертвам головы. Джон его, конечно, не узнал, но мы-то поняли, что страшный злодей-убийца – о ужас! – всеми нами любимый честный и справедливый универсальный солдат первого замеса Люк Деверо (Жан-Клод Ван Дамм).
Через девять месяцев Джон вышел из комы в шикарной клинике. Сразу после пробуждения с ним ласково побеседовали медработники, даже покормили как младенца с ложечки какой-то желтой бурдой и затем представили не очень симпатичному субъекту – агенту ФБР Горману (Рас Блэквелл). Агент показал фото и четко объяснил, кто является виновником смерти жены и дочери Джона. Главным обидчиком, и это стоило твердо уяснить, является Люк Деверо – в далеком прошлом герой-военный, а сейчас гнусный дезертир и преступник. Джон в этом и не сомневается. Несмотря на суровую амнезию в отношении других событий, в его памяти намертво отпечатался образ Люка, убивающего любимых членов семьи. Душа мужчины кипела праведной злобой и жаждала мести.
Минуту спустя, в коридоре Горман отдал по мобиле зловещий в своей недосказанности приказ «ввести в дело уборщика». И тут на сцене появляется кошмарный бородатый водопроводчик с сумасшедшим остекленевшим взглядом, в синей спецовке с нашивкой «Магнус» (Андрей Орловский). Этот Магнус только на первый взгляд кажется обычным, пусть и немного странным сантехником, но на самом деле – он профессиональный убийца, выполняющий специфические задания определенных госструктур, потому что выбора абсолютно нет – зашитая в затылке капсула полностью контролирует разум человека. Очередное задание Магнуса несложное – конкретно загасить всех работников и гостей борделя, где по обыкновению развлекаются с девочками могучие и суровые мужики, очень похожие по повадкам на универсальных солдат. К несчастью для Магнуса, но к радости сторонников правого дела во главе с Люком Деверо, в этом борделе оказывается давний противник, а ныне соратник и убежденный сторонник Люка, наш старый знакомый унисол Эндрю Скотт (Дольф Лундгрен). Мощными кулаками и добрым словом он в считанные секунды мастерски перековывает Магнуса из злобного противника в ярого сторонника организации Люка Деверо.
А тем временем в размеренную, хоть и тоскливую жизнь Джона, выписанного из больницы и тихо грустящего по прошедшим дням в родном домике, внезапно врывается некий Айзек, который по телефону нервным срывающимся голосом просит срочно приехать к нему в общагу Вудланд, чтобы спасти старого друга от какой-то страшной опасности. Этот голос из предыдущей жизни заставляет уже затосковавшего Джона начать бороться с амнезией и по крупинкам восстанавливать свое темное прошлое, чтобы ответить на главный вопрос – за что Люк Деверо убил его семью?
Вместо живого былого друга в спальне огромной по нашим меркам разгромленной квартиры Айзека в общаге Вудланд Джон обнаружил зверски изуродованный труп какого-то мужчины. Наверно, Айзек, – подумал Джон. Наверно, убитый, – подсказала интуиция. В качестве наводки «что делать дальше» выступила спичечная коробочка с аккуратной надписью на крышке «Джон» и логотипом «Кабаре Фиалка». Наш герой незамедлительно двинул в это заведение культуры, подгоняемый горячим желанием узнать истинную правду о себе и других. Кабаре оказалось обычным стриптиз-клубом. На сцене у шеста довольно неуклюже изображала танец какая-то худая девица в розовых трусах, носившая сценический псевдоним «Фантазия», что в обычной жизни означало Сара (Мария Боннер). Джон сразу понял – ему в прошлой жизни нравились именно такие женщины, поэтому незамедлительно стал приставать к стриптизерше с предложением познакомиться. Сблизиться удалось не сразу, но когда, наконец, Сара призналась, что Джон ей хорошо знаком, вероятность того, что парень раскроет все тайны своей непростой жизни сразу возросла на несколько порядков. Расследование темных закоулков души пошло полным ходом, и уж кто прав, кто виноват в том что случилось Джон будет решать он сам. Пощады не будет никому.
* * *
Должен признать, новый фильм об универсальных солдатах оставил очень двоякое впечатление. С одной стороны – ждали еще одного незамысловатого боевика с хорошо знакомыми и чрезвычайно брутальными героями, ураганными перестрелками и драками трудно убиваемых суровых мужиков, а получили, по сути, почти психологический триллер, местами даже косящий под ужастик. Однако с другой стороны, когда начинаешь задумываться почему авторы фильма пошли по такому пути, неминуемо приходишь к мысли, что в принципе они правы в своем выборе. По существу, весь творческий и сюжетный потенциал таких персонажей, как универсальные солдаты, был исчерпан еще в первом фильме Роланда Эммериха. Не удивительно, что последующие продолжения, при всей казалось бы перспективности унисолов, как новых супергероев, оказывались полной ерундой по сравнению с первым «Универсальным солдатом». Бесконечно повторять из серии в серию эффектные кадры разборок неубиваемых вояк, как и пытаться достичь новых высот на извечном противостоянии героев Ван Дамма и Лундгрена – заведомо тупиковый путь, ведущий к полной деградации франшизы. Актеры стареют, сюжетные ходы надоедают, фантазия постановщиков тоже не бесконечна. Единственный выход в создавшейся ситуации – попытаться вдохнуть в сериал новую жизнь с перспективой успешно продолжить эпопею, но уже на новом качестве сюжетной интриги и с новыми героями, при этом сохранив преемственность культурных традиций вселенной унисолов. Я уверен, что режиссер картины Джон Хайамс в компании с продюсерами и попытался осуществить именно это в «Универсальном солдате 4», а вот удачно ли получилось – вопрос спорный. Наверно, многие из нас совсем не против экспериментов со старыми любимыми героями, с целью влить свежую кровь в повествование. Но авторам надо сильно постараться, чтобы зритель был к этому готов и правильно все воспринял. Приходится признать, что, несмотря на неплохую задумку, Хаямсу банально не хватило таланта ее изящно реализовать. Использование размытых жанровых границ далеко не каждому под силу. А если учесть, что зритель в большинстве своем ожидал от четвертой части эпопеи что-то типа вариаций на тему предыдущих «Универсальных солдат», пусть даже в варианте низкобюджетного «Универсального солдата 3: Возрождение» (2009), а получил местами весьма затянутый триллер с героями-перевертышами, становится понятным разочарование людей и негативные оценки нового фильма. И тут уж не спасет никакой 3D. Всегда новую работу хочется сравнивать с предыдущей. Это все равно как на концерте любимой группы обязательно должны звучать старые хиты. А после просмотра нового «Универсального солдата» возникает стойкое ощущение, что Буратино заставили играть Гамлета. Настолько нехарактерны для образа унисола все эти блуждания в потемках сознания и детективных заморочках. Да еще авторитетные Ван Дамм и Лундгрен где-то уж совсем на периферии главного действия. А задумка, я повторюсь, была очень даже неплохая. Априори положительный герой Люк Деверо в содружестве с бывшим смертным врагом, но ныне перековавшимся Эндрю Скоттом, решает противодействовать государственной машине, поработившей обычных людей, превратив их в универсальных солдат, и подло использующей зомбированных вояк для выполнения грязной работы. Люк стремится ликвидировать государственный надзор над всеми унисолами. Для этого организована тайная база за городом, создана научная лаборатория, где неустанно трудятся ученые, ранее батрачившие на государство. Их трудами разработано специальное зелье, которое позволяет освободить унисолов от управления со стороны государства, передав это благое дело в руки Люка Деверо, который железной десницей очищает ряды своей организации от слабых и ненадежных бойцов. И все было бы хорошо, но тут кознями правительственных структур в игру вводится Джон, сознание которого отравлено так качественно, что его не берет ни гипнотический взгляд Люка Деверо, ни даже пресловутое зелье. По ходу дела Джон начинает понимать зачем он появился на свет, почему он не совсем обычный человек и вообще ближе к изгоям, чем ко всему остальному человечеству. По ходу дела герой, распутывая детективный клубок, обнаруживает много непонятного в себе и своем прошлом и начинает ставить под сомнение все то, что ранее казалось очевидной истиной.
Конечно, для обычного боевика с комиксоидными героями такой заворот может показаться излишне амбициозным. В конце концов зритель ожидает не изысков в стиле Линча или Кроненберга, и не замороченного артхауса, а тривиального и желательно эффектного экшена. Но шестерка заслуженных людей, участвовавших в написании сценария посчитала по-другому и попыталась увлечь зрителя штучками из другой оперы.
Первые тридцать минут фильма – почти психологический триллер-ужастик. Начальная сцена имеет длительный план с видом от первого лица. И по этому лицу долго и предельно жестоко бьют монтировкой. Герой смотрит в осколки зеркала на полу, и мы видим, что это Скотт Эдкинс, т.е. зритель – Скотт Эдкинс. Прямо – прием из арсенала компьютерных игр. Далее – выстрел женщине в голову, фонтан крови в стену. Еще выстрел. Мрак и ужас. Все это сопровождается крайне раздражающим миганием экрана, символизирующим вспышки сознания героя. Режиссер еще не раз рискнет использовать стробоскоп с резкими переходами к абсолютно белому экрану. Мало того, что мигание кошмарно действует на нервы, этот прием еще и выглядит как выходец из другой киноэпохи. Неужели сбои в мозгу лучше, чем дурацким миганием экрана изобразить нельзя? Причем все это идет под музыкальное сопровождение в стиле рейв, который был популярен лет так 30 назад. Странные древние звуки сопутствуют и ситуации, когда, например, зеркальное отражение Джона вдруг превращается в Люка Деверо, который хватает героя за голову. Это – атрибуты не боевика, а фильмов другого жанра, хотя стоит признать, что зловещая, напряженная атмосфера, заставляющая чувствовать, что всё идет не так, и что-то страшное произойдет в очень в ближайшее время, умело создана режиссером. Особенно в первой трети фильма. Напряжение начинает расти сразу с пробуждения Джона в клинике, когда странная темноглазая медсестра в парике (Сигал Дайэмант) кормит его детским питанием с крошечной ложечки. И не понять кто здесь хороший, а кто совсем наоборот. Собственно весь фильм выдержан в подобном духе. Действие из психологического триллера перетекает в добротный боевик и наоборот, персонажи меняют свой окрас, положительные и отрицательные герои меняются местами. В этом определенная интересная находка режиссера и сценариста, но и неслабый раздражающий элемент для большого числа зрителей, настроившихся на характерную для боевиков однозначно черную или белую масть характеров героев. А публике предлагают вроде бы антигероя, причем антигероя трагического – Люка Деверо и его оппонента Джона – вроде бы кругом положительного, но никак не желающего поступить вопреки заложенной в мозг программе разрушения. Вот и выбирай за кого переживать.
А по сути, по-настоящему отрицательных героев в фильме всего два – агент Горман, да Магнус, который в общем-то выступает в роли безмозглой машины убийства, молотящей без разбора всех кого прикажут. Кстати о Магнусе. С его участием построена львиная доля самых эффектных поединков, при этом за весь фильм герой не сказал ни единого внятного слова. Исполняет эту роль спортсмен из Белоруссии Андрей Орловский, бывший в 2005-2006 гг. чемпионом UFC в тяжёлом весе, а в соревнованиях по смешанным единоборствам долгое время считавшийся одним из ведущих бойцов. Между прочим, окончил Академию МВД в Минске по специальности юрист-правовед. Андрей отлично сыграл роль этакой машины смерти с остекленевшим взглядом и плотно сжатыми губами на бородатом лице. Трюки с его участием, безусловно, одни из лучших в картине.
Собственно за счет прекрасно поставленных боевых сцен «Универсальный солдат 4» и не превратился в убогую ерунду с запросами на высокое искусство. Постановщик трюков Ларнел Стовэлл, работавший хореографом бойцовых сцен в «Неоспоримый 3», «Никогда не сдаваться» и «Глаза дракона», придумал прекрасные поединки, которые замечательным образом подчеркнули возможности Скотта Адкинса и других актеров, были динамичны, натуральны, красивы и эффектны. Как и в прежних работах в огромных количествах ломается мебель. Кулаки, топоры и мачете крушат стены и тела. И если уж бита встречается со стеной, сразу веришь, что герой бьет в полную силу. На общий натурализм работает и огромное количество телесных повреждений. Невзирая на возраст и пол жертв, рубятся пальцы, ноги, головы. Герой Скотта Эдкинса после финального боя просто весь с головы до ног покрыт кровью. На высоком уровне отработана и погоня на авто с участием Джона, Магнуса и Сары.
Судя по отзывам, многим зрителям очень не понравилось, что заслуженные унисолы Ван Дамм и Лундгрен в новой серии совсем мало находятся на экране. Лундгрен в общей сложности участвовал в трех сценах, длящихся около восьми минут, Ван Дамм немного больше. К тому же они выступают в роли, якобы, злодеев. Кто настоящие злодеи я уже объяснял, а вот отталкивающий, особо первоначально, образ лысого Ван Дамма требует особых пояснений. Что бы там ни говорили, но Люк Деверо получился именно такой, какой и нужен для его вывода из франшизы. Усталый, неэмоциональный, с горечью в глазах, временами жестокий, беспощадный и страшный. И финальный макияж только на первый взгляд кажется глупостью. Это некое подобие скорбной похоронной маски, символизирующей смертельную усталость Люка Деверо от бесконечной борьбы с системой и понимание необходимости уступить место молодым и более успешным. Жан-Клод Ван Дамм, который в последнее время и в реальной жизни выглядит не очень жизнерадостным, попал в образ на сто процентов.
Еще одна неотъемлемая часть сериала об унисолах – Дольф Лундгрен – хоть и появлялся в кадре нечасто, но для общей атмосферы был надобен. Смерть его героя Эндрю Скотта, как и смерть Люка Деверо, вполне логична и необходима, как я считаю, чтобы вселенная универсальных солдат сделала решительный поворот к светлому будущему с новыми героями, новыми идеями и возможностями. Дольф Лундгрен, как всегда, отыграл свою роль с блеском, причем в нем четко промелькнули черты оригинального Эндрю Скотта из первого «Универсального солдата» – ироничного и жестокого циника со специфическим чувством юмора, который был многими любим и ненавидим одновременно.
Не удержусь и замечу, что, как и во всех последних фильмах с Ван Даммом, в этой картине опять задействован его сын Кристофер Ван Варенберг, сыгравший небольшую роль младшего научного сотрудника Майлза.
Подводя итог, стоит сказать, что, конечно, фильм мог бы быть гораздо лучше, чем получился. Но уж и совсем ерундой его назвать нельзя. Просто картина рассчитана не совсем на того зрителя, который поспешил его посмотреть. Я имею в виду поклонников классических универсальных солдат с Ван Даммом и Лундгреном во главе. Эти поклонники в каждой новой серии желают видеть практически то же самое, что было раньше, но лучше. К сожалению, в жизни так не бывает. Авторы попытались сместить акцент на свежих, кстати, весьма убедительных героев, на новые подходы в теме управления сознанием людей, попробовали поиграть на стыке жанров. Не все прошло гладко, но, справедливости ради, стоит согласиться, что цель-то была благая – вывести сериал из тупика, укрепить вселенную унисолов новыми кадрами, дабы к радости фанатов она продолжала жить и процветать. Пусть немного перебрали с нуаром и мистикой, но экшен-сцены достойны всяческих похвал, Скотт Эдкинс – неплохая замена Ван Дамму и Лундгрену. И хоть роли старых кумиров оказались меньше, чем хотелось, но их присутствие на экране доставило удовольствие. Я думаю, что в мире достаточно людей, которые ждут продолжения приключений универсальных солдат, тем более что финал фильма к этому располагает. И я, конечно, в их числе.