Режиссер: Эрни Барбараш. В ролях: Жан-Клод Ван Дамм, Джо Флениган, Анна-Луиза Плауман, Шарлотта Бомонт, Стив Николсон, Уриель Эмиль Поллак, Луис Демпси, Марк Льюис, Кристофер Ван Варенберг, Бьянка Бри и др. Сценарий: Чад Ло, Ивэн Ло. США. 2012. 115 мин. Бюджет: $10 млн. Сборы: $ ?. Рейтинг на IMDB: 6,1.

 

– Прощает ли Господь даже самые страшные преступления?

– Господь возможно. А я – нет!

Самсон Гол

 

Бывший наемник, прошедший школу жизни в иностранном легионе, американский гражданин Самсон Гол (Жан-Клод Ван Дамм) постоянно проживает в Кишинёве, где имеет свой маленький бизнес в виде мясного магазина. Днем продает колбасу и мясо, а в свободное время занимается розыском пропавших детей, что на фоне широко распространенной в странах Восточной Европы детской работорговли и проституции очень востребованный вид деятельности. И это особенно ценно для такого мастера ликвидаций и тайных операций, как Самсон Гол, который не только отлично владеет приемами рукопашного боя, но и с готовностью использует холодное и стрелковое оружие, а также всяческие спецсредства и примочки, дабы сделать процесс устранения плохих людей наиболее эффективным и зрелищным.

Клиентов Самсону находит его сын Селвин (Кристофер Ван Варенберг), подрабатывающий в посольстве США, и старый друг инспектор полиции Квитко (Стив Николсон). Вот и в этот раз подвернулся случай спасти маленького мальчика Сашу, похищенного у молдавских родителей бандой местных киднепперов с целью обратить в рабство, засадить в кишинёвский притон и использовать для сексуальных утех извращенцев-педофилов. Самсон серьезно подготовился к миротворческой операции, так как противник очень опасный – держащий в кулаке весь Кишинёв криминальный авторитет Богданов (Марк Льюис) с целой армией бандитов-подручных. Под аккомпанемент «Moscow, Feel The Beat» Самсон в образе педофила появляется в роскошном борделе, где томится мальчик, и показывает всю свою молодецко-легионерскую удаль.

Акция спасения прошла для мальчика Саши успешно. Чего не скажешь о других ее участниках. В разряд сопутствующих потерь попали с пару десятков бандитов, не известно сколько гостей и обслуги борделя, несколько автомобилей, роскошный особняк и две малолетние проститутки. Смерть вот этих двух девочек особенно взволновала Самсона. Взрывая авто и сжигая особняк, он рассчитывал на другой исход операции, поэтому остро почувствовал свою профнепригодность, отошел от боевых дел и с головой ушел в торговлю мясопродуктами, заливая муки совести водкой Superior российского производства (что, надо сказать, странно для американца, который, наверно, должен был бы пить виски. Вероятно, в этом виноваты тяжелая жизнь, дикая страна и все такое). При этом, толи водка была безалкогольная, толи Самсон – настоящий супермен-легионер, но пил он ее целыми днями литрами прямо из горла, не морщась и не пьянея. Разве что стали ему являться две девочки-зомби с грустными глазами и кровавыми подтеками на изуродованных лицах, как немой укор скверно подготовленной и плохо проведенной операции по спасению мальчика Саши, которого до попадания в рабство на самом деле звали Виктор.

Пьянка длилась минимум полгода и продолжилась бы еще столько, если бы в Кишинев по делам бизнеса не приехал боец смешанных единоборств ММА Эндрю Фейден (Джо Флениган) в компании с женой  Моникой (Анна-Луиза Плауман) и дочерью – блондинистой тинэйджеркой Бекки (Шарлотта Бомонт). Уже в аэропорту на девочку-блондиночку положила глаз жгучая брюнетка с фотоаппаратом в руках Амалия (Бьянка Бри), входящая в банду местных похитителей детей. Преступная машина завертелась, и не прошло и дня, как бедная Бекки оказалась в руках безжалостных преступников, которые сначала планировали сделать ее секс-рабыней, а потом решили выгодно продать какому-то Аль Кхабири при посредничестве страшного и жестокого мафиозного лидера, молдавского чекиста Космина Штелу (Луис Демпси), который формально являлся заместителем министра обороны в министерстве внутренних дел Молдавии.

Несчастные родители Бекки сначала бросились в полицию, а потом по рекомендации Селвина напрямую обратились к Самсону с просьбой за деньги помочь им спасти похищенную дочь. Самсон встретил их холодно и, регулярно прикладываясь к бутылке с русской водкой, наотрез отказался участвовать в этой авантюре, всячески капризничал и утверждал, что тот былой легионер Гол давно здесь не живет. Однако, вечером, добивая очередной литр проклятой и с любовью рассматривая альбом с фотографиями спасенных им детей, вдруг серьезно задумался, а той ли дорогой он идет? И задумался как раз вовремя, потому что боец смешанных единоборств Эндрю Фейден, разуверившись в желании полиции искать его дочь, сам решил провести рейд по злачным местам столицы Молдавии. Это, несомненно, закончилось бы очень плохо для спортсмена, если бы не подоспевший на помощь Самсон, как всегда ловкий и решительный, безжалостный и почти трезвый. В итоге Гол и Фейдены порешили стать компаньонами в трудном деле поисков Бекки, при этом понимая, что им придется противостоять всей бандитской шобле Кишинёва и его окраин. Но спасение ребенка окупит весь риск. И в этой борьбе победа должна достаться, разумеется, только силам добра во главе с непобедимым наемником Самсоном Голом.

* * *

Режиссер картины американец Эрни Барбараш хоть и авторитетный в своих кругах деятель кинопроизводства, но звезд с неба не хватает. Начинал творческую карьеру с театральных постановок, потом взялся за кино. «Шесть пуль» – второй фильм режиссера с Ван Даммом после боевика «Игры киллеров» (2011). Надо признать новый фильм получился удачней предыдущего, хоть и построены они, в принципе, по одной схеме и с одними и теми же авторскими заморочками, типа нарочитого психологизма и закосов в мелодраму. Тем не менее Барбарашу удалось создать в целом напряженную, довольно динамичную картину, что при нестандартной для боевика почти двухчасовой продолжительности, согласитесь, совсем не просто. Как ни странно, скучать, в общем-то, по ходу действия не приходится, хотя вся кинолента и не выдержана в едином ритме, но определенный авторский стиль на протяжении всего фильма присутствует. Нравится этот стиль или нет – это другой вопрос. Ураганное жестокое начало сменяется спокойными светлыми кадрами знакомства с персонажами, а далее зритель попадает в атмосферу драматизма, которая резко сменяется  экшен-сценами. Профессионально снятый и отлично поставленный первый эпизод в борделе, с нарастающим напряжением действия, ножевым боем, кучей трупов, взрывами и пожарами, конечно, настраивает на определенный лад. Начинаем ждать продолжения в том же духе – положительный герой-одиночка, на сто процентов уверенный в себе, жестокий и решительный в борьбе с негодяями, который не оглядывается назад и не считает трупы преступников. Так снимали 20 лет назад. Но не сейчас. Качели сюжета постоянно кидают нас из крутого экшена то в пучину мелодрамы с растерянными метущимися героями и унылым Ван Даммом с помятым лицом и бутылкой водки в руке, то в какую-то мистику с  раздражающими до нельзя девочками-зомби. Режиссер не нашел ничего другого как передать терзания главного героя через такой, прямо скажем, тривиальный, навязчиво повторяемый видео ряд.

Понятно, что Барбараш считает себя режиссером не примитивным и изо всех сил пытается подтвердить это, добавляя в боевик со стандартным сюжетом некий психологизм. Очевидно, с целью представить персонаж Ван Дамма этаким трагическим героем, безжалостно уничтожающим направо и налево врагов самыми  изощренными способами, но остро переживающим за отдавленную ненароком лапку мышки. Разве нам нужны такие герои? Наступает некоторое разочарование, хотя, разумеется, это абсолютно классический сюжетный ход. Героя надо сначала зауважать, потом пожалеть, и наконец, восхититься его возрождением. Не так прост этот Барбараш, как кажется на первый взгляд. Учился на классических примерах и оригинальничать не желает. В «Шести пулях» он отказался от цветовых фильтров, которые использовал в «Играх убийц» для создания в кадре унылой тягостной атмосферы. Им на смену пришел своеобразный колорит Бухареста, который в фильме выступил в роли Кишинева, и принес сочетание своеобразной городской архитектуры, порочной притягательности нарочито роскошных интерьеров злачных мест и мрачного тумана темных улиц, выглядящих символом антигуманизма и жестоких страданий, которые принесены в Восточную Европу новыми капиталистическим порядками. А попугать ужасами стран бывшего СССР в Америке любят. Также как и лишний раз напомнить, кто в мире главный гуманист и защитник прав человека. В «Шести пулях» ведь не просто спасают американскую девушку и молдавских детишек. В Молдавии Барбараша защитой гуманизма и надежды детей на светлое будущее занимаются в первую очередь американцы – тот же Самсон Гол со своим сыном, родители похищенной Бекки, как, впрочем, и сама девочка Бекки, которая в отличие от молдавских подруг по несчастью активно противодействует преступникам.

И вот тут я вижу еще одно противоречие фильма, которое подспудно давит и вызывает негативные чувства. Вот собрались вы снимать фильм на фоне страшной и кошмарной молдавской действительности, нашли героя, умеющего разить врагов всем что под руку попадется. Но почему же тогда он этим занимается так удручающе мало? Ведь вражеское окружение главного героя все равно сказочное, далекое от реального, как например яйца чужих или потомство Годзиллы, что его жалеть? Бюджет особо и не вырастет, а большое удовольствие зрителю точно обеспечено… Это так, вопросы в космос. Понятно, что снимают в Румынии, потому что дешевле, а отношения между персонажами строят как в США, потому что сценаристы другим стилем не владеют.

Авторы сценария «Шести пуль» американцы братья Чад и Ивэн Ло провели детство и юность в маленьком городке сельской глухомани штата Индиана. Первый их удачный киноопыт связан с криминальной драмой «Разыскивается герой» (2008), в которой доминирует тема невинных жертв, мести и ответственности человека за свои поступки.  В 2012 году по сценарию Ло был снят довольно унылый «Узник», рассказывающий о терзаемом сомнениями негре-киллере, состоящем на службе у русской мафии в Чехии (!). Затем увидели свет «Шесть пуль», которые, надо признать, пусть небольшой, но шаг вперед для творческого тандема Ло. Многие ставят в упрек, что сюжет «Шести пуль», дескать, содран с «Заложницы» с Лиамом Нисоном. Но кто сказал, что история «Заложницы» – нечто новое? Абсолютно стандартный сюжет, просто хорошо поставленный, щедро насыщенный насилием и харизматичными персонажами. Мне кажется винить братьев Ло стоит совсем за другое. Мало того, что сюжетные ходы повторяются у них из сценария в сценарий, так еще и постоянно присутствуют сплошные штампы. Это касается и положительных героев, и просто эпизодичных личностей, и конечно русско-молдавских мафиози (для нас-то они традиционно вообще выглядят карикатурно), причем простые бандиты, как и положено, просто идиоты, а преступные авторитеты – идиоты, но с гонором. В этом же ряду и преемник КГБ, молдавский чекист Штелу, живущий как лорд и развлекающийся стрельбой по тарелочкам с распутными девками в узких шортиках на подхвате. Кстати сказать, этого отрицательного персонажа убивают за смертные грехи, но передать зрителю острое желание расправиться с этим негодяем сценаристам, прямо скажем, не удалось. А его убийство в церкви, в кабинке для исповедования шаблонней не придумаешь. Очевидно, авторам очень хотелось вложить в уста Самсона фразу, что, дескать, Бог простит, а я нет. Вот они, недолго думая, как какого-то итальянского мафиози быстренько сделали Штелу верующим и всунули в повествование католический храм, хотя Молдавия – страна православная.

Братья Ло – выходцы из американской глубинки, воспитывались, очевидно, на комиксах и все знания о мире у них своеобразные. Если герой Ван Дамма – бывший легионер (Легионер!!!), ему под силу вытворять всякие штучки не хуже человека-паука. Например, в одиночку похитить босса мафии из резиденции с армией охранников, или за минуту связать бандита, обвешать его гранатами, протянув через кольцо на потолке веревку для растяжки, не говоря уже о всегда имеющихся под рукой куче шпионских гаджетов и тоннах взрывчатки. А тайник с оружием, по мнению братьев Ло, обязательно должен располагаться на кладбище, в могиле, и, если отец служил в армии, каждая американская женщина должна, очевидно, обладать генетической памятью и без проблем применять любое огнестрельное оружие, с легкостью уничтожая из него бандитских профи. Для американского сознания, наверно, положено быть только так, а не иначе.

Кстати о женщинах. Воистину, американские дамы достали заокеанских мужиков, и это часто выливается на страницы сценариев. Наш фильм – не исключение. Обратите внимание – практически всю грязную и подлую работу делают женщины – умненькая Амалия находит жертву и предлагает продать бедную Бекки негодяю Штелу, а вся такая положительная жена боксера Моника в отличие от супруга умеет обращаться с оружием, безжалостно мочит врагов, жестоко пытает пленного доктора и при этом цинично называет красавца-мужа ослом. Комплекс, однако!

Пару слов о муже-осле. Образ бойца смешанных единоборств Эндрю Фейдена, надо полагать, был введен, практически, ради одной сцены драки в баре. Сцена очень даже неплохая, но скажите мне, зачем расщеплять героя-супермена на два символа, если они, конечно, не противники? У нас уже есть один супер-герой – Самсон Гол. Как-то не по правилам. Может, изначально задумывали одно, а по ходу дела получилось другое? Толи по сценарным упущениям, толи по накладкам кинопроизводства Ван Дамм иногда выпадал из действия, и тогда, возможно, требовалось на время другому брутальному персонажу занять его место? Но бойцовые навыки Эндрю Фейдена так нигде особо и не потребовались. Можно еще предположить, что эффектную фактуру звезды телесериала «Звездные врата: Атлантида» Джона Фленигана по ходу дела решили использовать более полно, чем изначально планировали, отсюда и такой странный его персонаж. Что на самом деле имели ввиду авторы, вводя этот образ, осталось за гранью моего понимания.

Сыграл Флениган неплохо, как и его коллега по телесериалам Анна-Луиза Плауман, которая в роли матери похищенной девушки смотрелась весьма убедительно. Несмотря на обилие отрицательных героев, персонаж Уриеля Эмиля Поллака – жгучий брюнет Влад – на протяжении всего фильма был фактически главным злодеем. Поллак мастерски создал образ жестокого, подлого и циничного преступника, лавирующего между боссами мафиозных кланов и в опасной игре не жалеющего ни друзей, ни врагов. А вот дочери Ван Дамма Бьянке Бри (по отцу Ван Варенберг), в роли преступной сообщницы Влада Амалии изобразить злобную лицемерную стерву, на мой взгляд, не удалось. У Бьянки доброе симпатичное лицо и с образом гнусной преступницы вяжется очень слабо. Кстати, мне кажется, на высоких каблуках ходить она тоже не умеет.

Кроме дочери, по традиции, в одном фильме с Ван Даммом снялся его сын и родной брат Бьянки Кристофер Ван Варенберг, от которого особых актерских изысков в фильме и не требовалось. Выслушивает ругань папы и стреляет в бандитов он вполне на уровне. Конечно, играет не так как отец, но и Ван Дамм такой на свете один. Актер и спортсмен, которому под силу не только эффектно махать руками и ногами, но и сыграть достаточно сложную драматическую роль. Давно он выпал из обоймы главных киногероев Голливуда, но не перестал упорно работать в кино, и порой довольно успешно, пусть его фильмы и редко выходят на широкий экран. Все-таки он неплохой актер и даже в свои годы вполне тянет на героя боевика, и остается только пожалеть, что Барбараш в «Шести пулях» не использовал потенциал любимого многими Ван Дамма на все сто процентов.

Подводя итоги, можно смело сказать – фильм в целом получился неплохим, определенная изюминка в нем есть. Пусть картина и не шедевр, но времени, затраченного на ее просмотр, будет не жалко. Ну а для фанатов «Шесть пуль» – просто прекрасная возможность еще раз увидеть в действии обаятельного актера и прекрасного спортсмена Жан-Клода Ван Дамма.