Режиссер: Макото Камийа. Роли озвучивали: Мэттью Мерсер, Кортни Тейлор, Робин Сакс, Кэролин Лоуренс, Уэнди Ли, Салли Саффиоти, Дейв Уиттенберг, Вэл Тассо и др. Сценарий Шотаро Суга. Япония. 2012. 100 мин. Сборы: $2,35 млн. Рейтинг на IMDB: 6,7. 

– Никто не справится без поддержки американского правительства. Даже ты.

– Что ж, похоже, мне придется на время лишиться американского гражданства.

Диалог Леона и американского координатора

– Если будешь забавляться с этой штукой, ты нас всех погубишь.

Предостережение Леона

Действие фильма происходит в некой Восточной славянской республике, которая после распада СССР заявила о своей независимости и стала ускоренными темпами приобщаться к капиталистическим ценностям, в результате чего власть в стране захватили алчные олигархи. В погоне за новыми капиталами они мало заботились о благе народа, который на фоне вызывающей роскоши верхов жил все хуже и хуже. В результате пропасть между богатыми и бедными стала настолько глубока, что вспыхнуло народное восстание с целью свергнуть олигархическое правительство. Восстание возглавил Совет старейшин, в котором одним из видных деятелей был атаман Иван Юданович. Однако правительство не пожалело средств на укрепление боевого потенциала республиканской армии, что позволило подавить мятеж на большей части страны. Тем не менее, в районах, контролируемых повстанцами, оставались тайные базы для поддержки антиправительственного партизанского движения. Война с переменным успехом длилась еще несколько лет, после чего президент Восточной славянской республики, циничный политикан и интриган Светлана Белякова предложила повстанцам перемирие. Но оно продолжалось недолго. В ноябре 2010 года стало известно, что земли, контролируемые повстанцами, богаты ценными природными ресурсами. Правительственная армия под предлогом борьбы с терроризмом начала новое наступление на опорные пункты партизан. Теряя одну свою базу за другой и предчувствуя неминуемое поражение, повстанцы решили применять новые средства вооруженной борьбы. Поползли слухи, что партизаны в стычках с войсками правительства применяют страшных чудовищ. В феврале 2011 года партизанские монстры добрались уже до Холифграда, находящегося всего в двух километрах от президентского дворца. Бои с повстанцами загремели в непосредственной близости от резиденции правительства. Руководству страны стало известно, что мятежники готовят штурм столицы. Матерый президент Светлана Белякова не была застигнута этим сообщением врасплох: ее специалисты уже давно готовили симметричный ответ мятежникам.

В свою очередь ООН и США внимательно отслеживали процессы в Восточной славянской республике и не упустили из внимания, что здесь широко используется современное БОО – биоорганическое оружие, в просторечье называемое чумой, - которое представляет из себя паразитический организм, внедряемый в тело человека и подчиняющий его волю до такой степени, что тот становится кровожадным зомби. На первых порах контролировать БОО и эффективно его использовать было невозможно, т.к. носители чумы нападали на всех подряд, убивая и своих, и чужих. Но вскоре специалисты создали видоизмененную форму паразитов, которые позволяли однозначно определять будет ли носитель подчинять или подчиняться. Удалось добиться идеальной связи «хозяин-раб» между человеком и зомби по принципу пчелиного улья «матка - рабочие пчелы», что позволило сделать инфицированных людей, как, впрочем, и монстров, вполне управляемыми.

В помощь правительству республики с полномочиями следователя Комитета ООН по защите от биотерроризма в столицу прибывает опасная шпионка красавица-брюнетка в черном костюме с глубоким вырезом на узкой юбке Эйда Вонг. Должность следователя не более чем прикрытие, чтобы обеспечить выполнение некой тайной миссии, связанной все с тем же БОО. Эйда Вонг – старая знакомая хорошо известного нам борца с корпорацией «Амбрелла» специального агента и авторитетного специалиста по всяческим уродам и монстрам Леона С. Кеннеди. Примерно в это же время наш герой был срочно вызван из заслуженного отпуска и переброшен в Восточную славянскую республику, чтобы проверить данные об использовании партизанами биоорганического оружия. Не успел Леон войти в курс дела, как из США последовал приказ немедленно покинуть страну. Решив докопаться до истины, Леон игнорирует это странное распоряжение руководства и на свой страх и риск решает продолжить расследование, чтобы пресечь распространение биологического оружия, чем в очередной раз спасти мир. Для получения сведений о БОО повстанцев он направляется в подземный гараж для встречи с информатором «Страшила», но тот погибает от когтей ужасного монстра, который, как выясняется, полностью контролируется престарелым атаманом мятежников Иваном Юдановичем. Леон попадает к партизанам в плен, с чего и начинается сеть увлекательных приключений суперагента и красавца-мужчины Леона Скотта Кеннеди в бывшем СССР.

* * *

Режиссер картины Макото Камийа - далеко не новичок в анимации. Он много лет занимался непосредственно спецэффектами для мультипликации и видеоигр и снял предыдущий очень даже неплохой анимационный фильм из вселенной Resident Evil «Обитель зла: Вырождение» (2008), сценаристом которого, как и нынешней ленты, выступил Шотаро Суга, специализирующийся на аниме- и мультсериалах. Наиболее у нас известны его «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002-2005) и «Стальной алхимик» (2009). Надо признать, новая работа двух метров японской анимации не только не разочаровала, но откровенно порадовала. Создатели «Обитель зла: Вырождение» знают и уважают героев Resident Evil и приложили немалые усилия, чтобы порадовать его поклонников. В картине используются персонажи и сюжетные элементы из различных игр знаменитой серии. Например, Леон Кеннеди и Ада Вонг появились в игре Resident Evil 2, как, впрочем, и ликеры (они же «лизуны») - красные безглазые чудовища без кожи, с длинными языками и открытым мозгом. Кровожадные зомби, управляемые сидящими в теле организмами-паразитоидами «Лас-Плагас», действовали в Resident Evil 4 и Resident Evil 5. А появление в финальных сценах громадных мужиков - аналогов часто используемых в видеоиграх мощных боссов – еще один реверанс в сторону игроманов. О корпорации «Амбрелла» в фильме упоминается вскользь, в виде нескольких фотографий всем известных монстров, что должно обозначить связь «Обители зла: Проклятие» с остальными частями эпопеи, где источник всех бед именно «Амбрелла», создавшая паразитов и чудовищ для выполнения грязной работы во благо бесчестных политиков.

Сюжет по сравнению с «Обитель зла: Вырождение» стал более сложным, многоплановым, выросло общее количество сцен, появились новые интересные герои, своеобразно действующие в критических ситуациях.  «Обитель зла: Проклятие» - боевик и здесь, разумеется, особые полутона в характерах героев не совсем уместны. Тем не менее, авторы сделали попытку отдельные персонажи изобразить более глубоко, привнеся некоторые элементы незатейливой комедии и даже мелодрамы. Наиболее ярко это проявилось на явно комедийном образе партизана Джиди, который смешно рассуждает об американских товарах и отношении к США, трагически строит из себя смертельно раненного, истерит, шутит, впадает в мелодраму, отказываясь стрелять в инфицированного человека - в прошлом своего учителя.

Не менее интересный образ получился из президента Светланы Беляковой. Конечно, во многом он шаблонный. Этакий подлый политикан (причем в женском обличье, что еще больше раздражает), ни в грош не ставящий жизни людей и использующий любые средства, чтобы сохранить власть олигархии. Одним словом - ведьма, но ведьма красивая, стройная, волевая, умеющая постоять за себя не только в разговоре, но и в рукопашной схватке. Своего рода она – удачный типаж современного политика постсоветской эпохи. С одной стороны слова о демократии, желании стать достойным членом ООН и Евросоюза, а с другой тирания и геноцид собственного народа в погоне за деньгами. Светлана Белякова не входит в число канонических образов Resident Evil. Но есть надежда, что такой яркий персонаж не исчезнет с горизонта бесследно. Из фильма можно понять, что она осталась жива, отправлена в отставку и будет выдворена из страны. Одновременно, делается какой-то непонятный намек на прошлое Беляковой, которое, возможно, повлияет на будущие события в следующей серии кинофраншизы - вся спина женщины покрыта чудовищными шрамами толи от побоев, толи от огня. Будущее покажет, насколько я прав.

Главный антагонист президента Беляковой – шпионка международного масштаба Эйда Вонг. Опасная в зловещей сексуальности, ловкости и решительности, она ведет свою игру, временами оказываясь по одну сторону баррикад то с положительными, то с отрицательными героями повествования. Авторы явно с любовью изображают все её пируэты в ходе схваток, прыжки через голову, стремительные движения стройных ног с бедрами, стянутыми узкой юбкой, однако, не спешат показать самое пикантное, что, в общем-то, не совсем характерно для японской аниме-традиции.

Специальный агент Леон С. Кеннеди на фоне этих красоток выглядит не так ярко. Конечно, сюжет крутится вокруг него, но образ непримиримого борца с нечистью часто нарисован сухими суровыми мазками, типа как крутое приложение к оружию различного назначения. Хотя своего обаяния Леон не потерял, приобрел солидную мужественность в лице и фигуре. Стал выглядеть старше, перманентно слегка не брит и смотрит на мир глазами усталого шпиона, вернувшегося с холода.

Бадди (который по советской жизни Александр Козаченко) – самый драматический образ картины. Бывший школьный учитель, по вине правительства потерявший всю семью, второй человек в сопротивлении после атамана Юдановича. Бадди постоянно хмур, задумчив и сопровождает всех суровым, холодным взглядом. Одним словом, типичный самоотверженный герой подполья, умело и решительно расправляющийся с врагами.

С технической стороны, по сравнению с «Вырождением», «Обитель зла: Проклятие» - это реальный шаг вперед. Японские аниматоры мастерски использовали современную технологию захвата движения. Впечатляет количество мелких деталей в лицах героев и реалистичное выражение глаз. Фоны в сценах большие и очень сложные, с множеством составляющих. Если показан, например, электропровод, перекинутый с крыши на крышу, то художники не поленились нарисовать каждую скрутку и монтажный болтик на нем. Также детально прорисованы все элементы снаряжения солдат - ремешки и пряжки жилета, оружие и боеприпасы, как, впрочем, и все остальное.

Последовательности динамичных кадров выглядят просто отлично, не выявляя размытия или потерей в деталях. Движения героев естественны, мимика отличная, ну разве только пальцы на руках бывает не шевелятся, что не совсем обычно для реальных людей. Камера очень подвижна, умело показывает сцену с разных точек, углов, что, несомненно, способствуем ощущению динамизма происходящего на экране. Модное сейчас слоу-мо тоже активно используется в подвижных боевых сценах. Правда, на мой взгляд, не всегда удалось добиться достаточно эффектного перехода изображения от замедления к стремительному движению. Но с другой стороны, слоу-мо в фильме сильно и не злоупотребляли. Удивительно, но надписи на городских вывесках на русском языке написаны правильно, в противовес американским фильмам, часто демонстрирующими полную абракадабру из русских букв. Стоит отметить, что отдельные сцены с участием Леона показаны с видом от первого лица, как это традиционно принято в шутерах. Ну что же - еще одна капля удовольствия для фанатов-игроманов.

 

Что в итоге? Следует признать, что новый фильм о приключениях спецагента Леона Кеннеди во многом превосходит предыдущую работу Макото Камийа, как по увлекательности действия, так и по техническим характеристикам изображения. Сюжет картины развивается стремительно и успешно сочетает в себе элементы зомби-триллера и боевика. В отдельных сценах напряженность нагнетается настолько мастерски, что забываешь - на экране рисованные герои в нарисованном городе. И даже финальная битва с использованием бронетехники выглядит впечатляющим полетом фантазии создателей, когда напрочь уходят мысли об общей абсурдности всего происходящего на экране.

Враги впечатляют, хотя, конечно, на мой взгляд, количество сцен с зомби можно было бы сделать и побольше, разумеется, не в ущерб колоритным ликерам и прочим гадам.

«Обитель зла: Проклятие», мне кажется, демонстрирует решимость Capcom возглавить собственную линию фильмов вселенной Resident Evil, которые, возможно, привлекут внимание фанатов не хуже, чем блокбастеры Пола Андерсона с Миллой Йовович, в которых, честно говоря, очень мало осталось от оригинальной атмосферы оригинальной серии игр. Одним словом, «Обитель зла: Проклятие», несомненно, - очередной крепкий кирпичик в стену замечательного мира Resident Evil, где яркие герои борются с невообразимыми монстрами, спасая мир от страшной чумы производства негодяйской корпорации «Амбрелла». Новый успешный шаг вперед сделан. С нетерпением ждем следующего.