Режиссер: Дрю Годдард. В ролях: Кристен Коннолли, Крис Хемсворт, Анна Хатчисон, Фрэн Кранц, Джесси Уильямс, Брэдли Уитфорд, Ричард Дженкинс, Сигурни Уивер и др. Сценарий: Джосс Уидон, Дрю Годдард. США. 2011. 90 мин. Бюджет: $30 млн. Сборы с мире: $68 млн. Рейтинг на IMDB: 7,4.

- Агнцы проследовали в ворота. Они прибыли на бойню!

Патетичные слова старика Мордыхая

- Угадай, как мы затормаживаем мышление?

- Не знаю, хм…

- Она покрасилась.

- Тупая блондинка, но симпатичная.

- Поступает в кровь через кожу головы. Очень медленно. Химотдел свое дело знает.

Диалог из фильма

 

- У нас ни одного сбоя с 98-го.

- Мы знаем что делаем, …или у нас это где-то записано.

Из разговора Стива и Ричарда

 

- Мы выдаем на-гора боль!

Циничная реплика Стива

 

Две закадычные подруги Дана (Кристен Коннолли) и Джулс (Анна Хатчисон) по предложению сокурсника красавчика Курта (Крис Хемсворт) решают провести очередной уикенд далеко за городом, в полнейшей глухомани в колоритной старой хижине, расположенной на берегу прекрасного лесного озера. Джулс и Курт – любовники, а чтобы Дане не было скучно и она, наконец, забыла своего подлеца-профессора, который недавно самым подлым образом обманул любовные надежды девушки, приглашают интеллектуала и спортсмена Холдена (Джесси Уильямс) – новую личность в их учебном заведении. Ну и для веселья берут с собой старого приятеля Джулс - вечно укуренного Марти (Фрэн Кранц), который не мыслит своего существования без дурмана и пьяного философствования на различные темы, поэтому даже за рулем авто не расстается с оригинального вида бонгом для курения (что-то типа переносного кальяна). Друзья отправляются в неблизкий путь на Рамблере Курта. Дорога, которой нет даже на GPS-навигаторе, приводит их сначала на заброшенную заправку, где хозяйничает отвратительного вида старикан Мордехай (Тим ДеЗарн), постоянно жующий какую-то гадость и норовящий сплюнуть на ботинки собеседников, а потом к горному туннелю, после проезда которого, до цели путешествия остается совсем чуть-чуть. Как, впрочем, и до приключений, которые подготовлены для ничего не подозревающих ребят некими людьми в белых халатах, занятых важными делами в каком-то помещении, чем-то отдаленно напоминающем центр управления полетами. Руководят текущей сменой два весельчака-оптимиста Стив (Брэдли Уитфорд) и Ричард (Ричард Дженкинс). Работа смены радостно начинается, и как символ того, что процесс пошел, и Дана с друзьями пересекли некую точку невозврата, мы слышим треск электроразряда и видим кучку летящих перьев, только и оставшихся от птички, столкнувшейся с прозрачной стеной силового поля, отделяющего обычный мир от зловещего темного лесного мира, где стоит поросшая многолетним мхом хижина. Не все так просто с этой поездкой. Даже очень не просто.

Наши друзья размещаются в мрачном домике, купаются в озере, потом пьют пиво, развлекаются и веселятся как могут. В какой-то момент с диким треском открывается крышка подвала, как бы приглашая к новому приключению. И действительно в подполье ребята находят много интересных старых вещей. Дана берет в руки потемневший от времени дневник девочки Пейшн Бакнер и читает слова, которые не стоит произносить вслух. Но случилось то, что случилось. Сигнал к началу кошмара подан, и спасти несчастных студентов сможет только чудо.

 

* * *

Поставил картину американец Дрю Годдард. Он также приложил руку к сценарию, написанному в содружестве с Джоссом Уидоном. Дрю Годдард в кресле режиссера оказался впервые, а до этого занимался исключительно написанием сценариев и один раз даже попробовал себя в амплуа актера в мини-сериале. Ужастик «Монстро» (2008), знаменитые телесериалы «Остаться в живых», «Шпионка», «Ангел», «Баффи - истребительница вампиров» - это всё работы Годдарда-сценариста. Его соратник по «Хижине в лесу» Джосс Уидоном напротив в качестве режиссера успел снять несколько картин, включая нашумевший блокбастер «Мстители» (2012), неплохой фэнтезийный боевик «Тор» (2011) и фантастический боевик «Миссия «Серенити» (2005), как собственно и сам интересный и остроумный сериал «Светлячок» (2002-2003), явившийся основой этого фильма. Вот такая у этой творческой парочки получилась смена ролей. Хотя, возможно, для фильма это пошло только на пользу.

«Хижина в лесу» была готова к прокату еще в 2009 году. Дата выхода фильма несколько раз откладывалась, в частности из-за того, что шефы студии вознамерились конвертировать его в модный ныне 3D. Уидон и Годдард высказались категорично против, в конечном итоге планы были отменены, и фильм вышел на экраны в самом конце 2011 года в обычном формате. До России картина добралась только в 2012 и собрала неплохую кассу и положительные отзывы зрителей. И ясно почему. Фильм основательно встряхнул немного притомившийся в последние годы жанр киноужаса. Авторы, конечно, не единственные новаторы в этом вопросе - недавно были «Убойные каникулы» (2010) - черноюморная пародия на слэшеры про маньяков, но Годдард и Уидон оказались первыми, кто на новом этапе под крылом ужастика удачно соединил различные жанры, богато сдобрив действо мощными спецэффектами, так любимыми зрителем. Когда жанр заходит в тупик, потому что однажды придуманные сюжетные ходы уже сотни раз использованы, начинаются поиски способов расширить рамки. Так было с зомби-триллерами, когда от действительно жутких картин с живыми мертвецами постепенно перешли исключительно к комедиям и даже мелодрамам на эту тему. Такая же история приключилась с Джеймсом Бондом – от шпионских драм с Шоном Коннери продюсеры со временем переметнулись к пародийно-комичному образу супершпиона в лице Роджера Мура. Затем вернулись к каноничному Бонду-Пирсу Броснану и далее к модернистскому Бонду-Дэниэлу Крэйгу. Всё, как и учили, развивается по спирали. Ужасы становятся комедией, комедия – боевиком, боевик – снова ужасом, и далее по кругу.

«Хижина в лесу» - очередная, причем удачная попытка вдохнуть новую жизнь в триллер ужасов. Попытка удачная, потому что авторы не скатились к откровенной дурашливой пародии, хотя традиционные для ужастиков клише используют очень активно, не заставили актеров изображать комедию, но соригинальничали и показали действие в двух органично связанных параллельных потоках – комедийном и ужасном. Может кому-то показалось неправильным с самого начала фильма показывать и кукловодов, и их жертв, дескать, стоило приберечь интригу на потом. Но в том-то и дело, что в двух параллельных действиях и кроется настоящая интрига. Центр управления цинично юморит на всю катушку, а вот в хижине – полнейший кошмар, здесь царит настоящая драма и безо всякого намека на юмор идет борьба со смертельно опасными тварями. А вот когда ближе к финалу два мира все-таки сливаются в один мощный поток комедийной драмы переполненной отличными спецэффектами, зритель с удовольствием отмечает – права пострадавших на справедливость, наконец,  соблюдены, сотни трупов – необходимая плата, интрига разрешилась, а финал здорово повеселил и оправдал надежды.

Тонкая и изящная пародия подвластна далеко не каждому. Уидону чувства юмора не занимать, что показали его предыдущие работы. В «Хижине в лесу» юморят много, особо эффектно пройдясь по японскому стилю ужастиков. Право шутить отдано Стиву и Ричарду из центра управления, в их уста вложена львиная доля шуток. Весело и цинично они отправляют людей на смерть, прикалываются над коллегами из филиалов в других странах, откровенно насмехаются над своими сотрудниками. Брэдли Уитфорд в роли Стива – просто показательная работа настоящего мастера. Выражение лица, глаза, голос – все играет на образ эдакого веселого циника. Отличная роль. Вообще все актеры, занятые в фильме, прекрасно подобраны и замечательно сыграли. Кристен Коннолли (Дана) – девушка с мечтательным лицом поэтессы, Анна Хатчисон (Джулс) – задорная, игривая деваха, которая не прочь победокурить. Крис Хемсворт (Курт) солиден и серьезен, персонаж не для комедии, что убедительно и сыграно. Джесси Уильямс (Холден) отыграл на уровне, но что-то ничего, кроме очёчков на носу, особо интеллектуального в нем замечено не было. Кстати сказать, когда Холден переводит с латыни слова заклятия, уточняет, что последний раз этим занимался в десятом классе. Видно многое забыл, чему учили, потому и перевел латынь «Dolor supervivo caro. Dolor sublimus caro. Dolor ignio animus», означающую «Боль переживет плоть. Боль возвышает плоть. Боль воспламеняет дух», как «Боль переживет плоть. Плоть возвращается. У нее есть место встречи».  

Фрэн Кранц (Марти) отлично справился с ролью смешного, философствующего торчка, оказывающегося по ходу действия практически на первом плане. Фрэну Кранцу одинаково эффектно удалось изобразить и бессмысленный пьяный взгляд, и отчаянную мужественность и решительность, при этом ни на минуту не выходя из специфического образа Марти.

Спасибо авторам и за ненадолго появившуюся в кадре преувеличенно серьезную Сигурни Уивер в роли босса.

А теперь несколько слов о некоторых сюжетных вещах, которые могут быть сразу и непонятны зрителю. Это можно считать спойлером, поэтому, кто не смотрел фильм дальше можете не читать. Итак, конец всей истории такой трагичный, потому что американский филиал остался последним рубежом в борьбе с нечистью, но задачу свою так и не выполнил. Все остальные филиалы в других странах в деле умиротворения духов тоже к этому времени потерпели неудачу. Японцы вообще обдурили нечистую силу, не принеся в жертву предназначенных для нее малолетних школьниц (как то требует традиция японских фильмов-ужасов). Остались Соединенные Штаты, которые всегда выполняют всю грязную работу за весь мир, не жалея приносить в жертву своих граждан ради остального человечества. Ритуал жертвоприношения различен в каждой культуре. Для ритуала в США, в отличие от той же Японии, необходимы шлюха, атлет, ученый, шут и девственница, как главные персонажи традиционных американских фильмов ужасов. При этом умереть герои должны именно в порядке перечисления. В японской же культуре формула ужаса в настоящее время вращается вокруг мертвой мокрой девочки-призрака с волосами, закрывающими лицо, что и было продемонстрировано на японском мониторе в центре управления.

Еще один вопрос, требующий разъяснения: Почему в центре управления есть кнопка «Purge» (Очистка), которая позволяет всем монстрам сбежать, и почему так легко до нее добраться и нажать? Судя по названию самой кнопки, она была создана для уничтожения всех монстров, томящихся в заключении, путем создания условий, когда твари, находясь в одном помещении,  будут вынуждены убивать друг друга.  Нет разумного объяснения, почему Дана и Марти так легко смогли найти такую важную кнопку, кроме как желание авторов поиздеваться над другими фильмами, в которых важнейший объект часто лежит на виду и любой злодей или герой в последний момент может до него легко добраться. Да и для красивого финала эту проклятую кнопку кто-то должен был нажать.

В заключение скажу – фильм получился неплохим, с оригинальным сюжетом, отличными актерскими работами, прекрасной режиссурой и сценарием, достойными спецэффектами. Своего рода он – определенный прорыв в жанре триллеров ужасов, убедительно показавший, что данный жанр хоронить еще рано, в нем сокрыты резервы, и не исключены открытия, а может быть даже революции. Все в руках нестандартно мыслящих художников и решительных продюсеров. К великому сожалению развития истории с хижиной, вероятно, не будет. Сразу же после премьеры Дрю Годдард на вопрос о продолжении ответил: «Вы видели окончание моего фильма?» Ну что же – хорошего понемножку.

Фото с imdb.com и kinopoisk.ru