Режиссер: Дэвид Кепп. В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Майкл Шеннон, Дания Рамирез, Джейми Чунг, Шон Кеннеди, Ким Перфетто, Энтони Чишолм, Эшли Остин Моррис, Кристофер Плейс и др. Сценарий: Дэвид Кепп, Джон Кэмпс. США. 2012. 87 мин. Бюджет: $ 35 млн. Сборы по миру: $ 31 млн. Рейтинг на IMDB: 6,5.

 

– Я не могу работать в офисе. Я – не любитель носить костюмы.

Мне нравится велосипед. Без передач. Без тормозов. Со стальной рамой.

С постоянно крутящимися педалями.

Не поедешь накатом. Не затормозишь… Да и не хочется!

Откровения главного героя

 

Молодой парень Вайли (Джозеф Гордон-Левитт) работает курьером в Нью-Йорке. Считается одним из лучших, потому что, выполняя заказ, сломя голову носится на своем велосипеде без тормозов по улицам Манхэттена, невзирая на опасность попасть под колеса чокнутых таксистов, стать вмиг преступником, переехав зазевавшегося пешехода, или просто на скорости 50 километров в час влететь головой в столб, либо рекламный стенд. Вайли – адреналиновый наркоман, принципиально не думающий о возможных трагических последствиях своих скоростных заездов и полностью полагающийся на интуицию и чутье гонщика, которые, надо признать, у парня неплохо развиты и очень часто спасают его от потери здоровья. Раньше Вайли увлекался велосипедным трюкачеством, сломал несколько костей, но с байком не расстался. Он просто переключился на более продуктивной с точки зрения зарабатывания денег на хлеб насущный вид деятельности – срочную курьерскую доставку.

Среди полутора тысяч велосипедных гонцов Манхэттена у Вайли имеется единственный объект поклонения и любовных воздыханий – его коллега по конторе «Безопасный курьер» девушка-латинос Ванесса (Дания Рамирез), которая хоть весь день и мотается по дорогам, серьезно рискуя подобно Вайли жизнью и здоровьем, но в целом не одобряет опасный стиль вождения друга и его общее отношение к жизни. Девушка мечтает получить образование и найти тихую заводь в какой-нибудь конторе, чтобы бешеные гонки по улицам Нью-Йорка сменить на ленивое постукивание пальцем по клавиатуре компьютера. У Ванессы есть альтернативный поклонник – накаченный чернокожий парень Мэнни (Уоли Паркс). Он работает в одной фирме с Ванессой и Вайли, пытается стать авторитетом в глазах суровой девушки, и, находясь в вечном капиталистическом соревновании с Вайли, всячески старается спихнуть его с пьедестала лучшего по профессии.

Ванесса снимает жилье на пару с молодой китаянкой Нимой (Джейми Чунг), которая наслышана от подруги о выдающихся курьерских способностях Вайли. И вот в один из дней Нима решает доверить будущее своей китайской семьи герою-курьеру, поручив Вайли экстренную доставку китайским соратникам в Чайна-таун чрезвычайно важной для нее бумажки. Разумеется, парень с готовностью берется за работу, не подозревая о всех кошмарных трудностях и опасностях, которые будут сопутствовать выполнению задания. Дело в том, что продажный нью-йоркский полицейский, маниакальный любитель азартных китайских игр, импульсивный и нервозный детектив Бобби Манди (Майкл Шеннон) крайне заинтересован, чтобы бумажка Нимы оказалась в его нечистых руках. Манди в пух и прах проигрался в китайском казино и по уши в долгах перед китайской игорной мафией, в связи с чем вынужден, не считаясь с законом, а также честью и совестью полицейского, любыми способами вырвать из рук проклятого курьера злополучный конверт. Начинается бешеная погоня по улицам города, и исход гонки будет зависеть исключительно от умения, скорости, надежного велосипеда и крепких ног Вайли и его друзей. 

* * *

Режиссер фильма Дэвид Кепп больше известен как сценарист. За его плечами такие хиты как «Смерть ей к лицу», «Парк Юрского периода 1 и 2», «Миссия: невыполнима», «Война миров», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Ангелы и Демоны». Но и режиссером ему быть приходилось неоднократно. «Срочная доставка» – восьмой подобный опыт Кеппа. На мой взгляд, в этой картине режиссер из Дэвида получился, скажем прямо, лучше, чем сценарист, хоть и помогал мэтру в построении истории давний соратник Джон Кэмпс. Сюжет стар и прост как три рубля – есть хороший перевозчик, обязанный что-то там перевезти за ограниченный промежуток времени, и есть злодей, активно ему мешающий это осуществить. Остается добавить бешеный темп и нескончаемый драйв, умелый монтаж и спецэффекты. Кепп более двадцати лет в кинобизнесе, не удивительно, что все это он учел, да еще в абсолютно прямолинейную интригу, дабы не выглядеть уж совсем незатейливым сценаристом, смело ввел многочисленные флэшбеки. Надо признать, вполне оправдано и умело, не повредив главное достоинство картины – динамизм. При всей стандартности фабулы истории Кеппу-режиссеру удается раскручивать ее таким образом, что отсутствие оригинальности быстро становится неважным. Действие на экране пропитывается мощным драйвом, добавляющим энергию и воодушевление, которых сценарию в целом не хватает. Немалую роль в этом сыграли оператор и монтажер. Сцены преследования в плотном городском потоке изображены с замечательной четкостью. Все достаточно ясно показано – и общий план, и пространственные отношения между преследователем и преследуемым. Оператор держит нас непосредственно в центре событий, рядом с героем, в потоке автомобилей, на скорости, которая кажется реальной. Такое ощущение как будто снимали  движение велосипедиста на действительных 50 км/час. Если это и не так, стоит отметить мастерство каскадеров и специалистов по спецэффектам, которым удалось очень естественно вплести персонажей фильма в напряженный ритм городских магистралей.

Вот, казалось бы, в фильме присутствует весь набор для успеха, однако в прокате «Срочная доставка» провалился. Не принял массовый зритель новых героев. Не ко времени, видно, они пришлись. Не к нашему беспощадному, жестокосердному времени, в котором зрителю для получения эстетического удовольствия требуются немного другие истории, немного другие персонажи. Попробую чуть-чуть разобраться что было не так.

Прежде всего, на мой зрительский взгляд, в фильме у главного героя нет реально опасного и зловещего противника, желательно жестокого садиста, подлого и коварного живодера. При всей отличной отталкивающей фактуре неплохого актера Майкла Шеннона, играющего оборотня в погонах детектива Манди, его персонаж – скорее пародия на настоящего злодея. Манди – нелепый, придурковатый неудачник, волей случая и своих порочных наклонностей вынужденный быть негодяем. Его просто обмануть, от него несложно избавиться, а самое страшное, что можно ждать – штраф за нарушение правил дорожного движения. Разве таким должен быть главный злодей? Как результат, во всей картине нет должного драматизма. Это – добрая детская сказочка про спортивную молодежь, любящую за небольшую зарплату рассекать по городу на скоростных байках, презирая ПДД и опасности транспортного потока. Даже когда Вайли со товарищами грозят проблемы на дороге, это – конфликты с бездушными объектами – автомобилями, автобусами, но никак не с их водителями. А ведь понятно, люди гораздо страшнее каких-то железяк на колесах, и конфликт с ними чреват потерей здоровья, а то и жизни, поэтому и простор для сценариста по нагнетанию напряженности действия безграничен. В фильме этого нет. И реальных врагов нет. Ни среди чужих, ни среди своих. Ну не будем же мы всерьез рассматривать спортсмена Мэнни, положившего глаз на Ванессу, как реального противника, по-подлому изощренно пытающегося отбить у Вайли деваху, а заодно и пришибить самого соперника? Он – конкурент, с амбициями, но, по сути, туповатый и безобидный друг. Не могут такие противники создать настоящий драматический конфликт, сопровождающийся не только спасением жизни своей или подруги, но и избавлением мира с целью его спасения от всяческих уродов, как того требует стереотип зрительских вкусов. А у нас спасают не жизнь, а всего лишь право китаянки-эмигрантки не только самой закрепиться в Штатах, но и перетащить сюда китайскую родню. При этом зрителю ясно дают понять, что в китайском квартале честных людей очень мало. На экране – только бандиты, азартные игроки, подлые торгаши и нечистые на руку маклеры. Зритель таким не сочувствует. Спасать, я думаю, надо было бы какого-нибудь затурканного властями белого американца, тогда бы и симпатий со стороны белых зрителей, как и особенно со стороны цветных прибавилось. Принцип «ни нашим – ни вашим» действует везде и всегда.

Одним словом, детская история с пропагандой велосипеда и вольной жизни без офисных благ не задела народ. Не повелся зритель, вероятно, ждавший страшной истории о подлых продажных полицаях, зверских таксистах и гнусных нью-йоркских водителях, которым противостоит новый городской герой, велосипедный человек-паук Вайли. Не уловили авторы нужной романтики и не создали нового символа сопротивления городскому хаосу.

Да и пусть простят меня поклонники Гордона-Левитта, но образ отчаянного велосипедного маньяка совсем не его. Мало того, что роль бесшабашного мальчишки играет тридцатилетний мужик, и в реальной-то жизни выглядящий значительно старше своих лет, так еще на его лице написана вечная драма, вся тысячелетняя скорбь еврейского народа. Несомненно, Гордон-Левитт – хороший и опытный актер, но его «испортила» череда драматических ролей, а брови домиком стопроцентно навевают образ вечно трагического Николаса Кейджа. Получилось, что Джозеф Гордон-Левитт играет драму, а его партнеры – частью молодежную комедию, частью – авантюрный триллер, и не всегда одно с другим стыкуется красиво.

Хотя может так и задумывалось авторами? На фоне кошмара городской суеты, бедлама вечно спешащих людей и машин сияет образ интеллектуала из рабочего класса с суровым, трагическим лицом и задумчивым взглядом, держащим крепкой спортивной рукой белый велосипед, как стяг душевной чистоты и отрицания ложных вечных ценностей офисного планктона. В этом случае Гордон-Левитт попал в образ на все 200 процентов. Однозначно.

Кроме шуток, фильм очень даже неплохой, легкий, подвижный, без лишней жестокости и с отличной картинкой, но зрительские стереотипы сильны и настойчивы, и, если их не учитывать, на большую кассу рассчитывать, вероятно, не стоит. Что мы собственно и видим на примере «Срочной доставки». Тем не менее, я картину посмотрел с удовольствием. Думаю, и не я один такой.