Режиссер: Ник Копус. В ролях: Ричард Роксбург, Фрэнсис О’Коннор, Брук Уильямс, Клэр Форлани, Бен Кросс, Патрик Бергин, Стивен Мойер, Сэм Нил, Саймон Кэллоу и др. Сценарий: Джеймс Фоллет, Рэй Хардинг, Тим Преггер и др. Великобритания, Новая Зеландия. 2011. 184 мин. Бюджет: $? млн. Сборы: $?. Рейтинг на IMDB: 4,6.

– Нефть в Арктике добывать все равно будут, тем более в условиях топливного кризиса, поэтому я изо всех сил добивался, чтобы разрешение досталось «Хэйло», а не каким-нибудь аферистам.

Глава «Хэйло»Энтони Кэвана

– Люди смогут нас простить?

– Людей давно уже заботит не это, сэр, а выживание!

Диалог английского премьера и министра экологии

 

К 2020 году человечество так замучило бедную Землю, что глобальное страшное потепление охватило весь мир. На Британских островах установилось вечное лето, стал расти виноград, в то время как многие страны к югу из-за засухи и кошмарного зноя превратились в безжизненные пустыни. Жители этих стран дружно рванули на север. Беженцы из Италии и Испании заполонили северные территории, и государства вроде Великобритании быстро оказались перенаселены. Британское правительство, своевременно забыв о человеколюбии, толерантности и демократии, поспешило закрыть границы. Для контроля над миграцией была создана INP – Иммиграционная национальная полиция, которая с удовольствием свирепствовала в стране, вылавливая нелегальных мигрантов, чтобы засадить их железной рукой закона в изолятор для преступников, а потом депортировать на родину. Параллельно с потеплением подкрался энергетический кризис. Мировая добыча топлива упала, а потребности всё росли и росли. Воротилы нефтяного бизнеса обратили свои алчные взоры к Арктике, где, как известно, покоятся громадные залежи нефти.

Для упорядочивания процессов освоения северных месторождений была создана международная организация по контролю за добычей энергоносителей в Арктике «Полярный альянс». Гигант нефтедобычи корпорация «Хэйло» под предводительством матерого и циничного эффективного менеджера Энтони Кэвана (Сэм Нил) бросилась активно бурить Гренландию, которая, как известно, покрыта вечным льдом и играет важную роль в определении климата северного полушария планеты. Том Арчер (Ричард Роксбург), профессор и научный консультант «Полярного альянса», один на целом свете сразу понял, что усердие «Хэйло» на северных широтах грозит глобальной катастрофой, потому что ледник Гренландии и так уже начал таять, а благодаря действиям «Хэйло» этот процесс может значительно ускориться. Об этом Арчеру твердит и старый друг Бэн Джеймсон (Гарет Ривз), работник экологического отдела на нефтеразведочной платформе «Хэйло» в Гренландии. Профессор навещает друга, видит ужас собственными глазами и хватается за голову. Если льды Гренландии растают, воды Атлантики опреснятся, и Гольфстрим остановится, что означает для Европы новый ледниковый период на тысячи лет. Как водится, предостережения Арчера никто в альянсе слушать не захотел: месторождение в Гренландии сулило солидные барыши. Да еще и умная и волевая стервозная тетка Сара Фич (Фрэнсис О’Коннор) – юрисконсульт «Хэйло» по экологии – на заседании альянса мастерски опустила Арчера с его пророчествами о апокалипсисе ниже плинтуса, а глава «Хэйло» Кэвана фактически послал ученого подальше. Профессор обиделся, и в свою очередь послал в ту же степь альянс, воссоединился с семьей и хотел уже спокойно пожить, но забота о человечестве не перестала грызть душу ученого. Профессор помчался в Гренландию, а его жена Жаклин (Клэр Форлани) и капризная дочурка Милли  (Брук Уильямс) полетели в Англию навестить дедушку Стивена Арчера (Бен Кросс), обладателя поместья с виноградниками, на которых трудилась куча беженцев с юга Европы. Профессор исследует лед на севере, жена с дочкой борются с INP в Англии, а несчастная планета Земля бешеными темпами несется к глобальной катастрофе, выжить в которой суждено далеко не всем. 

* * *

Двухсерийный кинофильм, который сейчас модно называть мини-сериалом, «День, когда Земля замерзла» – типичный фильм-катастрофа в низкобюджетном исполнении, с сопутствующими этому факту особенностями визуального ряда. Здесь нет таких суперэффектных глобальных катастрофических сцен как, например, в «Послезавтра», сравнение с которым однозначно напрашивается, но спецэффекты в основном вполне добротные и создают требуемую атмосферу. Причем экшн-сцены равномерно разбросаны по сюжету и придают драматическому действию нужную динамику. Фильм снят по роману Джеймса Фоллета «Ice» и сценаристы сподобились с помощью литературной основы удачно отойти от киношного упрощенчества, отобразили несколько сюжетных линий, относительно независимо развивающихся в начале повествования и по ходу действия надежно соединяющихся в единую мощную струю приключений главных героев. Действие построено по классической схеме – завлекательное начало, занимательное продолжение, предсказуемый счастливый финал. Никаких артхаусных экспериментов. Сюжет понятен, шаги героев также ясны и понятны. Интересно, что в фильме есть очень положительные, но нет абсолютно отрицательных героев в образе мерзких злодеев, за исключением разве что невесть откуда залетевших киллера или мародеров. У всех поступков нехороших действующих лиц вполне реальная и жизненная мотивация. Каждый живет по собственным понятиям о пользе и вреде и поступает также. Кому-то нужны новые доходы, кому-то старая работа. В итоге противостояние между людьми фактически перерождается в противостояние людей и планеты. Благодаря этому все плохие природой жестоко наказаны смертью, хорошие поощрены бодрящим морозом и верой в лучшее будущее.

Экологическая катастрофа – благодатная почва, дающая возможность поставить разных по характеру людей в экстремальные условия, обострить все скрытые противоречия и дать возможность героям проявить свои персональные качества. Требуется только еще на уровне сценария четко обозначить вектор развития каждой личности. В фильме об этом не забыли. Показателен образ юрисконсульта «Хэйло» Сары Фич, убедительно сыгранного неплохой британской актрисой Фрэнсис О’Коннор. Сначала мы просто готовы убить Сару за безоговорочную поддержку нефтяных магнатов, но по ходу дела становится ясно, что женщина пребывала в плену ошибочных понятий о порядочности своего работодателя, преувеличивала собственные силы и ставила не на тех на кого надо. Только катастрофа открыла истинную порядочность юриста и позволила адекватно оценить свои возможности. Вообще женских образов в фильме всего три. Помимо Сары – это жена Арчера Жаклин, по ходу дела на передний план выходящая только для того, чтобы преданным влюбленным взглядом смотреть профессору в глаза, и неизменно находящаяся в гуще событий дочурка Милли, которая постоянно делает страдальческое лицо со сморщенным лбом и бровями домиком. Брук Уильямс удалось на 100 процентов создать раздражающий образ этакого раскаявшегося капризного подростка, которому потребовался глобальный катаклизм, чтобы понять, как он зависит от старших, и поглубже запрятать вредные понятия мирного времени о якобы полном равноправии взрослых и детей. Кто-то скажет – опять эти занудные семейные ценности, родители-детишки, бабушки-дедушки. Это так, но в нашем случае они – неотъемлемая составляющая сюжетного развития, потому что определяют очень многие побуждающие мотивы поступков главных героев в различных ситуациях, равно как и развитие действия в целом. При этом, спасибо авторам, семейные ценности – далеко не ключевой элемент сюжета. Все-таки главное в фильме – приключения в борьбе с разбушевавшейся природой, когда понятие долга перед страной или человечеством для главных героев плавно перетекает в понимание необходимости спасти своих близких, помочь обычным незнакомым людям.

Конечно, сюжет очень стандартен для фильмов-катастроф – ученый всех предупреждает, его не слушают, случается катастрофа, граждане мрут как мухи, а  до правителей, наконец, доходит, как они были глупы, что не верили пророку. Придумать что-то новенькое трудно, и поэтому ценность любого подобного повествования заключается в наличии своеобразных деталей, а таковые в «День, когда Земля замерзла» есть. Отличные натурные съемки в ледяных торосах и пещерах, барахтанье в ледяной воде, трескающийся лед под ногами создают леденящий душу фон. Пусть не всегда качественно прорисованы отдельные детали, но стремительное развитие событий и динамизм происходящего сглаживает недоработки компьютерщиков, и приходится искренне переживать за героев, борющихся на экране за право жить. Ради справедливости надо отметить, снега в фильме очень много и он похож на настоящий.

Довольно изящно авторы фильма обозначили тему приоритета британских национальных интересов над общечеловеческими ценностями. Порой схематично, но довольно убедительно показаны решительные и жестокие действия миграционной полиции, наводящие ужас на мигрантов с южными чертами лица, нетерпимость властей даже к гражданам США, прибывшим в Великобританию, как и обязанность для всех прибывших в страну в течение недели зарегистрироваться в полиции. Да и сама громада здания INP, где содержат мигрантов-нарушителей, чем-то напоминает сталинские высотки. Одно жаль, за рамки повествования выпала интересная тема смены ролей гостей и хозяев, произошедшая после катаклизма. А стоило бы показать, как в странах к югу от Британии бывшие жители метрополии, вмиг превратившись в беженцев и непрошенных гостей, подвергаются гонениям и притеснениям. Правда, тогда бы финал картины не выглядел особо позитивным, хотя, возможно, авторы свято верят – всё, что ни делается в королевстве – обязательно всегда демократично и справедливо, и наказывать ее граждан просто не за что. С другой стороны, и фильм не резиновый, чтобы всё разжевывать и раскладывать по полочкам.

Короткими зарисовками, небольшими сценами хорошо удалось показать действия руководства страны в кризисные времена. Премьер-министр нервничает из-за рейтинга, правительство в полной растерянности. После суетливых действий руководство бежит из страны, предоставляя населению действовать по принципу «Спасайся кто может». Причем это происходит на фоне упорной борьбы главных героев за достижение поставленных перед собою целей. Контраст показателен и несет в себе определенные нравоучительные элементы.

Лишний раз напомнить миру об экологии всегда полезно. И чем увлекательнее это сделать, тем быстрее дойдет до сознания. Очередное приключенческо-назидательное напоминание о необходимости беречь природу, на мой взгляд, удалось. Без особого пафоса, без преувеличенного акцента на мировые силы зла, без ангелов и демонов, а просто через увлекательные приключения обычных людей, обладающих желанием и решительностью преодолеть все невзгоды. На фоне подобных телефильмов и мини-сериалов «День, когда Земля замерзла» выглядит значительно уверенней и солидней конкурентов, как с точки зрения сюжета, так и по постановочным решениям. Я лично не жалею, что посмотрел этот увлекательный и динамичный фильм, пусть он совсем не блокбастер и не поражает воображение трюками и спецэффектами. Добротный середнячок, чтобы неплохо скрасить вечер трудового дня.