Режиссер: Эйтор Далия. В ролях: Аманда Сайфред, Дэниел Сунджата, Дженнифер Карпентер, Себастиан Стэн, Уэс Бентли, Ник Сирси, Сократис Отто, Эмили Уикершем, Майкл Парэ, Джоэль Мур и др. Сценарий: Эллисон Барнетт. США. 2012. 89 мин. Бюджет: $? млн. Сборы: $16,3 млн. Рейтинг на IMDB: 5,7.
- Взрослые имеют право исчезать…
Глубокая мысль лейтенанта Боузмена
- Охота за девками бегать - иди в пожарные.
Странный совет сержанта Пауэрса
Джил Пэрриш (Аманда Сайфред) – молодая девушка из небольшого провинциального городка, окруженного дремучим лесным массивом под названием «Форест парк». Свежего воздуха здесь предостаточно, впрочем, как и сырости, туманной мрачности и холода, сочащегося из темного леса. Одним словом, без маньяка в таком месте не обойтись. Джил прочувствовала это на себе, когда пару лет назад какой-то негодяй выкрал ее ночью из теплой спаленки стоящего на окраине домика, грубо уволок в чащобу того самого «Форест парка» и бросил в глубокую яму, пообещав злобно и цинично замучить бедную девушку. Но Джил в нужный момент пришла в себя, освободилась от пут и, когда негодяй приблизился к ней, пустила в ход обломок человеческой кости, валявшейся на дне пресловутой ямы. Маньяк был временно выведен из строя, девушка выскочила из ямы и долго бежала, не разбирая дороги, прочь от ночного кошмара. Добравшись до города, заявила в полиции о похищении и в смятенных чувствах стала ждать расправы судебных властей над гадским маньяком, не дающим спокойно спать по ночам порядочным девушкам. Расправы, однако, не последовало. Полиция в лесу ничего не нашла и с удовольствием закрыла дело о похищении, списав всё на психические проблемы самой Джил, которая к тому же совсем недавно потеряла обоих родителей, жила одна и очень нервничала по любому поводу. Девушке выписали билет в дурдом, где деятели от американской психиатрии упорно внушали, что никакого похищения на самом деле не было, кроме как в воспаленном сознании самой Джил, которая от жизненных невзгод немного чокнулась. Джил для виду смерилась, но в то, что маньяк – это выдумки, не поверила и, выйдя через два месяца из психушки, взяла поиски мерзавца в свои руки. И теперь регулярно бродит по дремучему лесу в поисках базы маньяка, чтобы доказать всем, и, может быть, даже себе, что отвратительный похититель – это не плод ее извращенных фантазий, а жестокая реальность, которая может коснуться любой девушки их городка.
Джил замкнута, с соседями не общается, не встречается с парнями, боится ходить одна по ночам, хотя и работает в кафе в ночную смену, занимается рукопашкой, впадает в ярость от заигрывания мужчин, пьет успокоительные таблетки и постоянно носит в рюкзачке револьвер. По совету полицейских для поддержки Джил к ней в дом переехала ее родная сестра студентка Молли (Эмили Уикершем), которая когда-то крепко увлекалась спиртным, но потом взялась за ум. Теперь у Джил есть о ком заботиться и на кого отвлечься от тяжелых дум.
Но вот однажды, вернувшись поздно вечером с работы, Джил обнаруживает, что сестра Молли пропала. Девушка твердо уверена - это дело рук все того же маньяка, который, желая толи довести черное дело до конца, толи отомстить Джил за поражение, может намеренно, а может и по ошибке подло похитил сестру и, конечно, следующей ночью обязательно расправится с бедняжкой. Как и положено, в полиции рассказу о похищении не поверили. Это и не удивительно – Джил все считают ненормальной. Кроме того доблестным полицейским и заявления нормальных-то граждан расследовать не больно охота, а тут еще всякие придурки типа Джил досаждают со своими фобиями. Одним словом, ни начальник полиции лейтенант Боузмен (Майкл Парэ), ни сержант Пауэрс (Дэниел Сунджата), как и почти все остальные полисмены девушке не поверили, культурно, но твердо ее отшили и продолжили спокойно служить американской родине, ни мало не заботясь, что там будет с несчастной Молли. Нет, вообще-то один полицай - детектив Питер Худ (Уэс Бентли) - вроде как проникся бедой Джил, но уж больно мутная он личность и взгляд у него тяжелый. Одним словом бедная девушка осталась один на один со своими проблемами и ей придется проявить чудеса изворотливости, чтобы вывести на чистую воду маньяка и утереть нос ленивым и равнодушным полицейским.
* * *
В оригинале картина называется Gone – опять что-то типа «Пропавшая». В русском варианте ее название более завлекательное, даже многозначительное - «Игра на выживание». Однако игра предполагает как минимум два участника, соревнующихся друг с другом. В нашем случае игрок практически один – Джил, которая по сути дела ни с преступником, ни с досаждающей ей полицией, ни со своими фобиями особо и не соревнуется, а идет как танк к цели, давя худосочные березки возникающих по ходу дела проблем. Скажете - плохо? Конечно, плохо для любителей маньячных триллеров с нелепыми героями-жертвами и с изощренными в своей преступной извращенности могучими и трудно убиваемыми маньяками. Я к таким любителям, к счастью, не отношусь. «К счастью», потому что в нашем случае с одной стороны – во многом стандартный сюжет – слабая униженная женщина, изгой и одиночка пытается спасти сестру, стремясь отомстить обидчику и доказать, что сама она психически полноценный член общества. Но с другой стороны, и это немаловажно – достаточно оригинальный сюжет о маньяке, которого с начальных кадров с маниакальным упорством преследует жертва в обличье симпатичной молодой женщины. Это меня как раз и подкупает в «Игре на выживание». Слоган «Никто ей не верит. Ничто её не остановит» очень правильно обозначает направление авторской мысли при построении фильма. Сюжет простой и понятный, без многоходовых комбинаций, но с детективным налетом, динамичный, затягивающий, напряженный, с потасовками и погонями. Хотя, конечно, интенсивность нарастания напряжения по мере приближения к финалу можно было бы и добавить, но попытки режиссера это сделать - налицо: за главной героиней к середине фильма уже охотится вся полиция, следы маньяка проявляются все отчетливее, а время неумолимо близится к ночи, т.е. к моменту неминуемой смерти похищенной Молли. Сцены меняются быстро, динамично вводятся новые герои. Второстепенные персонажи, особенно те, с кем контачит Джил в ходе расследования, все как один подозрительные типы, их рожи – просто жуть. За подбор актеров - 5 баллов! Джил, ведя расследование, врет как заправский оперативник, мгновенно ориентируется в обстановке не хуже знаменитого Джека Бауэра из сериала «24», мастерски водит любую машину, дерется, стреляет. Но всё это, хвала режиссеру, подано в разумных дозах и очень к месту, а многочисленные флэшбеки сильно не раздражают.
Так как, по сути, фильм не о маньяке, а о ловкой девушке, фактическим оппонентом главной героини почти на всем протяжении картины выступает не преступник, а полицейские. А они все показаны дармоедами, болтающими на работе преимущественно о своих делах и особо не стремящимися трудиться над поимкой маньяка. Есть правда в полиции один неравнодушный – детектив Питер Худ, но сюжетная линия с ним не вполне ясна. Надо понимать, ему нравится Джил, он даже сблизиться с ней не против («Она может пожить у меня. Я люблю слегка чокнутых»). Вроде и хочет поначалу помочь девушке, но потом уходит в тень. Возможно, сценаристу хотелось так закрутить сюжет, чтобы зритель подозревал еще и полисмена? Тот недаром часто сосредоточенно сводит иссиня черные бровки и взглядом маньяка сопровождает своих коллег. Линия резко началась и резко оборвалась. Сначала хотелось лихо завернуть, а потом почему-то расхотелось. Недоработка сценария, однако.
Режиссер «Игры на выживание» – практически у нас неизвестный деятель бразильского кинематографа Эйтор Далия, ранее работавший исключительно в Бразилии в жанре драма-комедия. Сценарист – опытный американец Эллисон Барнетт, который начал карьеру сценариста с «Кровавый кулак 3: Вынужденный поединок» (1992). Барнетт известен у нас по паре-тройке мелодрам, неплохому триллеру про технологичного маньяка «Не оставляющий следа» (2008) и сценарием к очередной части франшизы о непростой любви вампирши и оборотня «Другой мир: Пробуждение» (2012). Для сценариста Барнетта, в свободное время увлекающегося написанием настоящих романов с множеством страниц и слов, возможно, трудно уложить в рамки краткого сценария многообразные переплетения мысли изощренного умища писателя. Наверно, отсюда так много недосказанного, оборванного, мелких намеков и наводок типа «догадайся мол сама». Хотя, конечно, в целом цели своей и режиссер, и сценарист достигли. Фильм получился очень неплохим, атмосферным с картинкой в стильных мрачных тонах, на натуре холодного и сырого города Портленда. Здесь, кстати сказать, снимались знаменитые «Сумерки» и многие другие опусы, требующие гнетущего холодного окружения. Авторы пытались до самого финала нагнетать напряженность, может, даже излишне злоупотребляя темными кадрами ночных сцен. Кому-то, возможно, покажется, что концовка фильма не очень эффектна и излишне скоротечна. Зачем, скажут они, вводить в сюжет занятия Джил единоборствами, если все применение навыков свелось к ляганию противника ногой, да к завертыванию руки какому-то случайному чухану? Да и финальная схватка могла бы быть подлиннее и, как требуют традиции, многоэтапной. На это я отвечу – фильм не совсем стандартен в рамках избранного жанра. Суть его – в лихом расследовании, в детективной составляющей, в любовании красивой, волевой и способной девушкой, в одиночку противостоящей всем и вся. Поэтому и образ маньяка слеплен из несимпатичного неуклюжего мужичонки, который вечно ошибается и в критический момент вместо, например, опасной бритвы или на худой конец тесака держит в руке обломок несчастной кости. Маньяк в фильме не главный, фактически никаких особо отрицательных эмоций не вызывает, хотя по всем канонам, мы должны его всей зрительской душой ненавидеть, с нетерпением ждать кровавой над ним расправы, потому что ничто так не радует сердце обывателя, как справедливое возмездие и восстановленная справедливость. Все это так, но повторюсь – главный в картине не он, а Джил, и еще раз Джил. Из этого и следует исходить.
В фильме задействован неплохой актерский состав. Конечно, не первого эшелона, но вполне крепкие профессионалы. Аманда Сайфред, сыгравшая Джилл, - молодая актриса нового поколения Голливуда. Много снималась в телесериалах, в том числе «Доктор Хаус» (2004-2012), неплохо поработала в очень финансово успешном мюзикле на музыку АББА «Мамма MIA!» (2008) (мне, кстати сказать, картина очень понравилась, чего я от себя никак не ожидал), отметилась в главной роли в довольно неплохом фэнтези-триллере «Красная Шапочка» (2011), на пару с Тимберлэйком украсила своим присутствием фантастический триллер «Время» (2011). С ролью охотника за маньяком Аманда справилась очень неплохо. Несомненно, внешние данные этому поспособствовали. Огромные, слегка навыкате глаза с некоторой сумасшедшинкой, и в то же время уверенный, или, когда необходимо, тревожный взгляд, своеобразная пластика позволили уверенно выразить характер персонажа. Возможно, с учетом этого обстоятельства создатели фильма хотели как-то заинтриговать по теме, что маньяк – выдумки больной на голову героини. По-моему, не получилось. Я сразу поверил, что Джил не сумасшедшая. В чем-то сценарист с режиссером, видимо, не договорились или у актрисы не получилось играть мятущуюся душу умалишенной, или, что наиболее вероятно, такая задача перед Амандой просто не стояла. Я думаю, ее актерский диапазон необычайно широк, девушка действительно талантлива и заслуживает серьезных ролей в высокобюджетных картинах. Надеюсь карьера актрисы на взлете. Мне лично Аманда очень понравилась, она мастерски тащила на себе весь фильм.
Герой супербоевиков 90-х Майкл Парэ в роли лейтенанта Боузмена исполняет роль ну очень сдержано, при всех подлых приказах не производит впечатления подлеца, играет без эмоций, видно поленился из эпизодической роли сделать шедевр. А может актер такой? Но выглядит в свои 53 года солидно. Стал даже симпатичней, чем в молодости.
Дэниел Сунджата в роли сержант Пауэрса как раз не поленился и скептика-полицейского сыграл мастерски. Лучшая роль второго плана, недаром сейчас карьера актера сейчас рванула вверх. А ранее Сунджата много снимался в телесериалах, в том числе в шедшем у нас на центральном канале «Обмани меня« (2009-2011), неплохо отметился в комедийном боевике «Очень опасная штучка» (2012) и великолепном блокбастере «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012). Вообще практически все актеры, включая и эпизодических лиц отыграли очень достойно и убедительно.
Подводя итог, уверенно скажу «Игра на выживание», конечно же, не шедевр, но стоит внимания зрителя, как с точки зрения сюжета, так и благодаря прекрасной работе Аманды Сайфред. Во всяком случае я не пожалел, что посмотрел это неплохое кино.
Фото с kinopoisk.ru