Режиссер: Гарет Эванс. В ролях: Ико Ювайс, Джо Таслим, Дони Аламсях, Яян Рухьян, Пьер Грюно, Рэй Сахетапи, Тегар Сатрия, Ианг Дармаван, Эка «Пиранья» Рахмадия и др. Индонезия, США. 2011. 101 мин. Бюджет: $1,1 млн. Сборы (только РФ+США): $4,4 млн. Рейтинг IMDB: 7,8.

 

«Раз я псих, значит буду психовать».

Бандит с мачете


В 30-этажном заброшенном жилом доме, расположенном в таких трущобных трущобах Джакарты, что даже полиция здесь лишний раз не желает появляться, нашли свое пристанище вооруженные до зубов, опаснейшие воры и убийцы. Руководит всей этой бандитской кодлой местный авторитет, закоренелый преступник и садист, а по совместительству еще и наркобарон Тама (Рэй Сахетапи).

Он также выполняет роль домоуправа, потому что кроме его банды в доме обитает обычный джакартский люд, всякие там наркоманы, тунеядцы, деклассированный элемент и даже один интеллигентный очкарик. Всех их, как и следовало ожидать, злобный Тама нещадно эксплуатирует посредством квартплаты и 100-процентной оплаты за ЖКХ. Сам авторитет – вылитый Батька Махно из старых фильмов. Черные вьющиеся волосы до плеч, бешенные глаза, суровые черты лица. Настоящий бандитский пахан, развлекающийся тут же, в соседнем кабинете массовыми казнями неугодных с использованием револьвера и плотницкого инструмента. В общем, все удовольствия не выходя из дома. А всё потому, что некие продажные высокие чины из полиции куплены Тамой с потрохами, покрывают преступный бизнес и не спешат отдать приказ подчиненным разворошить осиное гнездо преступности в пресловутом доме с облезлым мрачным фасадом и не менее гнилым содержанием.

Но в какой-то момент коррупционное сотрудничество натыкается на неразрешимые противоречия, и оборотни в погонах решают наказать Таму за несговорчивость и раздувшееся самомнение. Решено скрытно проникнуть в бандитский дом и пленить, не считаясь с жертвами, зарвавшегося авторитета. Инструментом этого изощренного плана выступит отряд полицейского спецназа, что-то типа нашего СОБРа, из 20 новобранцев во главе с опытным сержантом Джака (Джо Таслим) и с куратором в лице полицая-оборотня из управления лейтенантом Ваю (Пьер Грюно). Идя на операцию, молодые полисмены, конечно, не знают в какую западню их направляет коррумпированное начальство и какую цену придется заплатить за чужие разборки.

В этот отряд входит и главный герой Рама (Ико Ювайс) – молодой полицейский с грустным задумчивым лицом. Он только начинает нелегкую службу в джакартском СОБРе. Молодой, но спортсмен, добрый, но решительный, поэтому его день начинается с молений на коврике, глубоким задумчивым взглядом в темную даль, вперемешку с отработкой ударов на боксерском мешке и различными трюками национальной борьбы в стиле не только кунтао, но и кхилап и даже сиатунг. Эта сцена очень напоминает момент подготовки главаря террористов в «Крепком орешке 2» к операции в аэропорту. С некоторыми отличиями – наш герой обнажен только по пояс и в конце не имитирует стрельбу в работающий телевизор. Может потому, что телек выключен. Оно и правильно – раннее утро, в соседней комнате спит беременная жена. Вот проснется и увидит, что телевизор орет – семейный корабль может дать трещину. А наш герой любит жену и ждет наследника. Одним словом парень не промах и на все сто положительный. Одно только омрачает человеку душу – его папаня сильно переживает о непутевом братце Рамы Анди (Дони Аламсях), пропавшем из виду шесть лет назад и вставшем на кривую уголовную дорожку. Слава богу, никто не знает о семейной червоточине и Рама успешно устроился на работу в полицию, может быть даже для того, чтобы найти непутевого брата и вернуть в семью на радость папе.

Погрузка в броневик, марш, краткий инструктаж, и вот уже отряд тайно двигается по мрачным коридорам многоэтажки. Первый, второй… шестой этаж. Тайно, скрытно. Разве, что мальчонку какого-то пришлось пристрелить, чтобы не шумел. Раскрываться раньше времени никак нельзя, впереди еще 20 с лишним этажей. Но сделать все тихо-спокойно, конечно, не удастся – Тама, сидя в своей резиденции перед кучей мониторов наблюдения, все видит и сюрпризов не допустит, особенного от полицаев, наивно полагающих, что захватят авторитета врасплох. У Тамы в доме все схвачено, а вот судьба непрошенных гостей предрешена – смерть от бандитской пули или мачете, тем более, что помощи им ждать не от кого, они – разменные пешки в чужой безжалостной игре на выживание, где действует только один закон – «Убей врага, пока он не убил тебя».

* * *

Снял «Рейд» слабо известный в России Гарет Эванс. Он же написал сценарий и сделал монтаж. Эванс родом из Великобритании, в 2003 году снял свой первый фильм - короткометражку «Самурай Моногатари», рассказывающую о самурае, ожидающем казни. На японском языке и с японскими студентами в ролях. Потом была британская драма «Шаги» (2006), после чего Эванс снова обратил свой взгляд на Азию. В Индонезии поставил боевик «Мерантау» (2009) в главной роли с тем же Ико Ювайс, достаточно высоко оцененный  местным зрителем за динамичный сюжет и отличные боевые сцены. «Рейд» - второй фильм Эванса, снятый в Индонезии. Картина - чистой воды боевик, как тому и положено, с туповатым сюжетом, изобилующем классическими шаблонами и цитатами, динамичный, кровавый, и, что сейчас редко встретишь, предельно натуралистичный, без чего отлично поставленные боевые сцены, конечно бы, смотрелись на порядок слабее. А сцены рукопашного боя – главные в этом фильме, ради них он снимался и ради них его смотрят зрители. Конечно, были китайские кунг-фу-фильмы и тайские боевики с Тони Джа, под завязку напичканные сценами единоборств, но там все-таки главное предпочтение отдавалось кулакам, палкам, экзотическому холодному оружию в лучшем случае. У Эванса все по-современному - боевой нож, мачете, автоматы. Хотя кулаки, стулья, подручные средства тоже в избытке. При этом поражает разнообразие самих трюков. Практически идеально поставленные и снятые без дерганий камеры, часто единым планом бои из сцены в сцену меняются по стилю, оружию, интерьеру, восхищая мастерством постановщиков трюков, для которых любая площадка, от узких коридоров, до просторных помещений, - не преграда, чтобы эффектно показать каждый удар, кувырок, проникновение металла в тело жертвы. Ико Ювайс на высоте. В начале фильма тихий задумчивый парень, который грубого слова не скажет даже гражданам, не особо любящим полицию и потому нарывающимся на грубость, вдруг преображается в боевую машину, которая за несколько секунд мастерски ликвидирует ножом десяток бандитов. Для боевика, как жанра кино, это нормально. Боевик просто обязан быть жестокой мясорубкой, а главный герой при отстаивании правды - жестким и решительным. Благодаря голливудским продюсерам, пытающимся вытянуть со зрителя денежек по максимуму, мы стали забывать, что боевик – это далеко не семейное кино и жестокость должна быть непременным атрибутом экшен-фильмов. В идеале в боевике нет места милосердию, мелодраматическим слюням, соплям и теткам-фотомоделям, изображающим из себя крутых вояк. Лишь суровые мужики, готовые разорвать друг друга на куски, чтобы порадовать зрителя. Умные люди это понимают и спешат воспользоваться безрыбьем в современном слюнявом толерантном болоте голливудщины. Сильвестр Сталлоне со своим «Рэмбо 3» был первой ласточкой в этом направлении и неплохо прокатился по миру. Неудивительно, что «Рейд» поймал протекцию кинодельцов из «Sony pictures», которые рискнули явить человечеству, включая россиян, детище Эванса. Не ошиблись, о чем свидетельствуют награды на кинофестивалях в Торонто, Дублине, Довиле, Амстердаме.

Несмотря на предельно скромный бюджет, в картине задействовано очень много каскадеров. Ураганные перестрелки, потасовки, схватки, разлетающаяся от выстрелов штукатурка, выбитые стекла, двери, взрывы – все выполнено на достойном уровне. «Рейд» лишний раз свидетельствует – для хорошего кино бюджет не главное. А актеры, задействованные в фильме отыграли вполне на уровне, хотя характеры большинства очерчены в сценарии весьма схематично. Главный герой в исполнении Ико Ювайс отлично дерется, когда надо хмурит брови или лирично и грустно смотрит вдаль, всем видом показывая, что он, конечно, убивает, но только плохих, а семью свою любит. Сержант Джака (Джо Таслим) мне откровенно понравился. Замечательно выполняет трюки и при этом действительно веришь, что перед тобой опытный и уверенный в себе полицейский. Оборотень лейтенант Ваю (Пьер Грюно) благодаря запоминающемуся лицу с резки крупными чертами на фоне полицейского отряда выглядит нарочито инородно как по облику, так и по моральным принципам. Самое то. Главного бойца-негодяя Мэд Дога сыграл Яян Рухьян, человек опытный и заслуженный. В 90-х годах даже участвовал в подготовке бойцов президентской охраны и корпуса военной полиции страны. Убедительно изобразил бандюгана, без каких-то драматических изысков – просто гад и очень опасный.

Короче говоря, фильм, на мой взгляд, получился неплохой, хоть изначально и снимался исключительно для азиатского зрителя. Отличные бои, хорошие актеры, общая атмосферность в кадре (кстати сказать, немалая роль в этом саундтрека, созданного  Майком Шинода (Linkin Park) и Джозефом Трапанезе), несомненно, привлекут зрителя. Мне лично «Рейд» понравился. Надеюсь и вам тоже. (Фото с kinopoisk.ru)

Официальный сайт фильма