Режиссер: Ганс Петтер Моланд. В ролях: Стеллан Скарсгард, Тобиас Зантельман, Биргитта Йорт Сёренсен, Кристофер Хивью, Пол Сверре Валхейм , Якоб Офтебро, Бруно Ганц, Сергей Трифунович, Петер Андерссон, Хильдегун Рийсе, Такаши Клаус Нильсен и др. Сценарий: Ким Фупц Окесон. Норвегия, Швеция, Дания. 2014. 116 мин. Бюджет: $5,2 млн. Сборы: около $ 1. Рейтинг на IMDB: 7,2.
– Человеческая особь стала менее агрессивна, и это не может не радовать.
Фраза из фильма
Немолодой швед с грустным лицом и жестоким прищуром глаз Нильс Дикман (Стеллан Скарсгард) живет с семьей в заваленном снегом отдаленном уголке Норвегии. Каждый божий день рано утром, выпив кофе, он садится за руль своей огромной снегоуборочной машины, чтобы в очередной раз очистить от снега дорогу, ведущую в ближайший городок. Это неблагодарное дело, прямо-таки сизифов труд, Нильс выполняет очень добросовестно и усердно, за что уважаем гражданами и местными властями, за что и получил почетную грамоту «Человек года» вкупе с повышенным вниманием местного придурковатого активиста, пытающегося привлечь нашего героя – образцового во всех отношениях иммигранта – к партийной деятельности.
Размеренная жизнь прерывается известием о трагической гибели от передозировки наркотиков сына Ингвара. Жена Гудрун (Хильдегун Рийсе) от подобной новости в истерике, Нильс растерян и категорически отказывается верить, что его ребенок наркоман, а полицейские настойчиво склонны видеть в происшествии исключительно несчастный случай. По-видимому, сильно обидевшись на бездушных полицаев и впавшую в неврастению жену, недолго думая, Нильс достает ружье и решает мощным выстрелом снести себе башку, но тут появляется сыновий дружбан Финн (Тобиас Зантельман), который распухшими от побоев губами рассказывает всю правду о гибели бедного Ингвара. Оказывается, они состояли на службе у местного наркобарона по кличке «Граф», да не сошлись во взглядах на распределение прибыли от преступной деятельности, за что сын Нильса и поплатился жизнью.
В момент забывший о суициде, охваченный жаждой страшной мести Нильс мастерит обрез и отправляется в город вершить правосудие.
Дело усложняется, а может и упрощается тем, что в конфликт оказывается вовлечена банда местных сербов, во главе с жестоким и безжалостным главарем Папой (Бруно Ганц), который по славной традиции славянских мафиози постоянно носит каракулевую папаху и строит страшные морщинистые рожи.
Все герои становятся активными участниками стремительно нарастающего снежного кома противоречий, подозрений и насилия, где главным принципом становится «око за око», а тихому Нильсу отведена роль одного из ключевых игроков.
Надо понимать, авторы фильма ставили своей целью по ходу действия картины совершить плавный переход от драмы к триллеру и далее к черной комедии, дабы не утомлять капризного современного зрителя излишними переживаниями, нервным напряжением. В некоторой мере это удалось.
Типичное скандинавское начало с мрачными снежными просторами, метелью и немногословными суровыми северными жителями плавно оживляется сценами с местными бандитами, судя по повадкам больше похожими на мелких хулиганов, чем на мерзких и опасных гадов, которые с первых кадров достойны только смерти. Норвежские преступники интеллигентны, милы, вежливы, по большей части инертны и тупы. По-скандинавски невозмутимо, без ярости и лишних эмоций хладнокровно бьют, убивают своих и чужих, храня огонь душевных переживаний за маской нарочитого спокойствия и невозмутимости. Под стать своим подручным и сам босс Граф, весь такой элегантный, стильный и утонченный вегетарианец с пластикой студента театрального колледжа. Живет в окружении изящных безделушек и дизайнерской мебели, без промедлениия карает подчиненных за грехи и казнит врагов, по ходу дела язвительно переругиваясь со своей бывшей женой и трогательно заботясь о здоровом питании малолетнего сына.
Наверно, и правда – это комедия, если главный бандюган Граф, взрывая стереотипы, неоднократно истерит, пускает слезу и позволяет бывшей жене на себя орать в присутствии братвы. Какой-никакой а повод посмеяться.
Ох уж эти гламурные норвежские бандиты, непонятные нам и в своей жестокости, и в необъяснимом смирении перед лицом смерти!
Может это режиссер пытается подначить соотечественников? За инертность, инфантильность и нарочито сдержанный северный нрав? Недаром главный герой – добрый мститель Нильс Дикман – иностранец. Как я понимаю, тут важен контраст – добрые – злые, свои – иностранцы.
Норвежские полицейские часто впадают в замешательство, блюют при виде трупа и, тоскуя по былым тихим временам, рыдают в плечо коллеге. Криминальные деятели не делают даже попытки дать отпор жестокому Нильсу, или хотя бы убежать подальше. Одного удара кулаком по лицу достаточно, чтобы матерые норвежские преступники признали себя побежденными и безвольно простились с жизнью. Очевидно, такова неизбежная плата за беспечную жизнь в социальном норвежском королевстве, где даже отпетые преступники верят в демократию, всерьез опасаются ювенальной юстиции и только во время очень сильных душевных волнений могут заорать: «Чихал я на все ваши родительские собрания!..»
К счастью и криминальных партнеров им бог дал той же степени харизматичности и сообразительности. Сербские мафиози, которые не устают удивляться и радоваться простоте преступной жизни в спокойной стране, любят новую родину, и даже когда приезжают на кровавую разборку в знакомый нам городок, играют в снежки, по-детски восторгаются зимним видам спорта, опробывают парашют и любуются стройными лыжниками.
Прямо скажем, трудно принять подобные персонажи всерьез, как страшных убийц и бандитов. В фильме невозможно кого-то искренне ненавидеть (ну может, только бывшую жену Графа Марит (Биргитта Йорт Сёренсен).
Очевидно, в этом и должен заключаться черный юмор, призванный в подобных фильмах изящно компенсировать мрачные и жестокие события сюжета. Авторы пытаются поюморить, но, честно говоря, как-то вяло, без особых затей. Все-таки в комедии актеры должны играть комедию. На мой взгляд, в полной мере это удалось только Бруно Ганцу, создавшему довольно карикатурный образ Папы. Конечно, в фильме присутствуют скорее жалкие, чем смешные сверхчувствительные полицейские, трогательный мальчик-заложник со стокгольмским синдромом, живущий на своей волне партактивист, да навязчивое желание пошутить над фамилией Дикман, но сделать полноценную стильную черную комедию, например, в стиле «Фарго» не совсем получилось. Хотя и есть некоторые находки, типа черного экрана с крестом и именем павшего на манер похоронного объявления или нелепого бородача с предположением, что бандюганы в костюмах и при галстуках – явно приверженцы консервативного партийного крыла, но в целом картину смешной не назовешь. Да и сценаристу для целостности действия и логичности повествования стоило хотя бы попытаться объяснить зрителю почему жена Нильса фактически обвинила его в смерти сына, с какого перепою весь такой крутой Нильс вдруг решил стреляться. Серьезная драма требует серьезных интеллектуальных усилий от сценариста, а смешная комедия еще больше. Но Киму Фупц Окесону явно не хватило фантазии на сложное повествование сразу в трех жанрах – драме, триллере и комедии. Слишком все схематично в построении интриги, слишком плоско в комедийном аспекте, излишне символично в финале. Хотя, справедливости ради надо отметить – были удачные попытки внести тарантиновскую манеру в похвально лаконичные диалоги с рассуждениями о социальных проблемах европейского общества. И вот что в этой связи мне хотелось бы отметить.
Последние пять лет Норвегия возглавляет список стран по Индексу человеческого развития – суммарному ежегодному показателю уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия жителей. У Норвегия индекс 0,955. Для сравнения у США – 0,937, у Россия – 0,778. Вполне закономерно, что норвежцы очень горды собой и считают в этой связи многих инородцев варварами, которые тупо не знают как правильно жить и тем более воспитывать собственных детей. С 80-х годов ХХ века страна активно заполняется иммигрантами, которые в большинстве своем не относятся к европейской культуре. Современная Норвегия с готовностью принимает разнообразных переселенцев, но сами коренные норвежцы, без сомнения, часто недовольны этим и презирают иммигрантов. Особенно выходцев с Востока и из Восточной Европы. Наверно, по этой причине герои фильма, одинаково презирая и тех, и других, не видят разницы между сербами и албанцами. Сербский мафиози хоть и сидел в норвежской тюрьме, но не устает восхищаться тамошними условиями. То есть, по мысли авторов, в Норвегии даже в тюрьме лучше, чем в Югославии. Киллер «Китаец» (Такаши Клаус Нильсен) по-азиатски коварен, жаден и склонен к предательству. У брата Нильса – Элига – «Напарника» (Петер Андерссон) – жена – толи вьетнамка, толи китаянка – с удовольствием плюет на могилу мужа. Кстати, то, как она неуклюже тащит по глубокому снегу чемодан и вихляющей походкой уходит в снежную даль – одна из лучших сцен фильма.
К этому можно добавить и рассуждения героев о суровом климате и хорошей жизни на Севере и невозможности достичь нужного благосостояния в южных странах. Между прочим, Графова жена-стерва отнюдь не норвежка – датчанка! И так во всем. Любят норвежцы себя, ой как любят и ценят.
Извините за такой «поток сознания», но не смог удержаться поделиться наблюдениями. Все-таки чаще надо смотреть неамериканские фильмы, на многое можно посмотреть по-новому.
Несмотря на всё злопыхательское критиканство, что я здесь себе позволил в отношении «Дурацкого дела…», в целом фильм неплохой, снят вполне профессионально, смотрится без напряга. Актеры отработали на совесть, четко изобразили то, что хотели авторы. И хоть меня удивляет такой заоблачный рейтинг, картина по-своему интересна и познавательна. Во всяком случае, я не пожалел о 116 минутах погружения в суровый мир гламурных норвежских преступников, бесхребетных правонарушителей и стражей закона, добрых убийц и бескрайних снегов, где люди в меру своей фантазии просто работают и радуются жизни.