Материал из «Мир цирка. Клоуны, 1995 г. Кладезь,1995 г.» 

Классическая клоунада «Комната с привидениями» 

«Комната с привидениями» является эталоном клоунской драматургии: все начинается со смешной репризы, за которой следует забавный комедийный сюжет, буквально напичканный комическими трюками.

Разыгрывалась обычно Белым и Рыжим клоунами. Шпрехшталмейстер объявлял о выходе клоунов. Около него появлялся Белый клоун.

Белый: Здравствуйте, господин Шпрех. Правда ли то, что я слышал?

Шпрехшталмейстер: Здравствуйте, господин Клоун: А что вы слышали?

Клоун: Говорят, что дирекция цирка предлагает сто тысяч рублей. Кому? Почему? За что?

Шпрехшталмейстер:  Да, дирекция нашего цирка предлагает сто тысяч рублей лицам, которые проведут одну ночь в комнате с привидениями в одной из пристроек нашего цирка.

Белый (обращаясь к Рыжему, который появляется из-за кулис): Представляешь, сто тысяч рублей! Идет?

Рыжий: Я очень хочу, но как мы их поделим?

Белый: Пятьдесят рублей для тебя. Остаток, так уж и быть, придется взять мне. Идет?

Рыжий (восторженно): Еще бы! Значит, как бы подсчитывая, основное получу я, а тебе остаток! Прекрасно! Куда надо идти?

Шпрехшталмейстер: Вам надо идти во вторую дверь в глубине циркового коридора.

Белый и Рыжий направлялись к выходу с манежа, и в эту секунду в цирке выключался свет. Когда он вновь вспыхивал, то на арене уже стояла постель, ночной столик с будильником, горящая свеча, стул. Белый и Рыжий вновь выходят на манеж, осторожно озираясь по сторонам, и норовят спрятаться за спиной друг друга. В испуге оглядываются. Рыжий несет коробку со шляпой.

Белый (обращаясь к Рыжему): Ты оставайся здесь, а я буду одеваться в комнате сбоку.

Уходит на время с арены.  Рыжий достает ночную пижаму из картонной коробки и начинает переодеваться. Снимает пиджак. Затем, после минутного колебания надевает пижаму, а поверх нее опять свой пиджак. Шляпу кладет на стул рядом с кроватью. Неожиданно шляпа скользит и падает. Рыжий снова кладет ее на стул. Она снова оказывается на полу. Рыжий ее поднимает, плюет на края и как бы приклеивает ее к стулу. Шляпа больше не падает. (Заметим, что проделка Рыжего с приклеиванием шляпы является одним из комических трюков в этой клоунской сценке. Далее следует развитие комического трюка со шляпой.) Рыжий, потрогав приклеенную шляпу, удовлетворенный отходит от стула. Улыбается, восхищаясь собственной выдумкой. Неожиданно шляпа опять падает со стула. А когда Рыжий протягивает к ней руку, та внезапно улетает за кулисы. Так завершается серия комических трюков со шляпой:

Рыжий (кричит в ужасе): На помощь!

Белый (возвращаясь на арену): Что случилось?

Рыжий (с дрожью в голосе): М... М… моя шляп..ппп..а

Белый (небрежно): Оставь ее! Во сне она тебе не понадобится. Все прекрасно! Мы не боимся! Давай ложиться спать.

Белый и Рыжий растягиваются на кровати. Как только они закрывают глаза, начинает звонить будильник. Рыжий кладет на него руку. Но будильник продолжает звонить. Рыжий берет будильник в руки. Тогда звонок прекращается. Рыжий возвращает часы на ночной столик. Будильник снова начинает звонить. Рыжий хватает его – звонка нет, а когда отпускает – он звонит (Отметим, действия с будильником тоже входят в арсенал комических трюков этой клоунады.) В конце концов Рыжий со злосчастным будильником поступает следующим образом. В ярости комик бросает его через всю комнату. Этим резким броском Рыжий случайно попадает в свечу, и она гаснет. (Трюк.)

Рыжий (в темноте): Она погасла!

Белый (спокойно): Она погасла от движения воздуха. Зажги ее снова.

Рыжий встает, ищет спички, чиркает и подносит к свечке. Пламя свечи то вспыхивает, то гаснет. Рыжий хватает подсвечник со свечой, но внезапно она выпрыгивает из подсвечнике. (Трюк.) Расстроенный Рыжий ложится в постель рядом с Белым. Рыжий тянет на себя одеяло, но в тот момент, когда он его отпускает, одеяло складывается на кровати у ног Рыжего. (Трюк. Теперь Белый в свою очередь тянет на себя одеяло. Однако оно вновь съезжает к ногам. (Трюк.) Белый, махнув на все рукой и громко храпит. Рыжий садится и пытается закрыть свои уши руками. Неожиданно замечает, что из-под одеяла торчат не две пары ног – Белого и Рыжего, а шесть. (Трюк.) Рыжий считает, убеждается. что их шесть, и удивленно смотрит на Белого. Рыжий еще раз считает на пальцах: две пары ног – его, а две пары ног – Белого, но ведь это всего – четыре, а тут - шесть. Рыжий поднимается и идет к концу постели и вновь принимается считать: раз, два, три, четыре. О, чудо! Все в порядке! Сейчас в постели действительно четыре ноги, как и положено. Значит, ему все померещилось. (Подчеркнем, что игра с ногами – очень смешной комедийный трюк и публика всегда весело принимала эту смешную ситуацию  и особенно поведение злосчастного комика.)

Успокоенный Рыжий опять ложился в кровать. Но его ходьба разбудила Белого и тетерь тот обнаруживает шесть пар ног. Встает с кровати и тянет первую пару ног. Ботинки достаются без особых усилий. Белый тянет я вторую пару ног – это ноги Рыжего.

Рыжий (спросонья): А! А! А! На помощь! Ко мне! Спасайте!

Белый: Ты чего боишься? Это же – я! Не бойся!

Рыжий успокаивается и снова растягивается на кровати. Белый ждет, когда его партнер начинает сладко похрапывать. Белый вытаскивает из-под Рыжего простыню, накрывается ею и машет руками над головой Рыжего.

Рыжий (в панике, думая, что это и есть привидение): На помощь! Спасите!

Белый (смеется, он доволен своей проделкой): Разве ты не видишь, что это я! Бестолочь! Пойдем ляжем в кровать и спокойно поспим до утра.

Растянувшись на спине, комики засыпают. И в эту минуту на манеже появляется привидение. Оно расхаживает и раскачивается вокруг постели. (Трюк.) Рыжий, который внезапно проснулся, видит, как к нему приближается привидение.

Рыжий (думая, что это его опять разыгрывает Белый): Довольно! Довольно! Это хорошо один раз, но не два раза. Ложись, если ты хочешь, чтобы мы выиграли сто тысяч рублей.

Рыжий спокойно ложится на кровать и вдруг видит, что Белый лежит рядом. Рыжий подпрыгивает от ужаса и начинает вопить.

Рыжий: Спасите! На помощь!

Белый, проснувшись, опять спрашивает, что случилось. И неожиданно тоже видит привидение. (Трюк.) На этот раз он понимает, что это уже не шутка. Он спрыгивает с постели и бежит с манежа. За ним еле поспевает Рыжий. Внезапно у самого выхода с арены, буквально перед самым носом Белого и Рыжего, вырастает огромное чучело и преграждает им дорогу. (Трюк.)

В цирке гаснет. Когда над манежем вновь загораются прожектора, то арена уже свободна от своего реквизита. Белый и Рыжий, опасливо озираясь, появляются перед публикой и хотят раскланяться Но неожиданно на манеж вылетает привидение (трюк), и клоуны в панике убегают, сопровождаемые хохотом зрительного зала.

 

Реприза 1

Первый клоун: Скажи, пожалуйста, если тебе предложат одну тарелку полную денег, а другую – ума, то что ты возьмешь?

Второй клоун (алчно смотря на собеседника и отвечая с наигранным достоинством): Деньги или ум?.. Конечно, ум!

Первый клоун (с иронией): Правильно. У кого чего не хватает, тот то и берет!

 

Реприза 2

После номера акробатов-балансеров, клоун выносит корзину с яйцами и пристраивает ее на площадочку, закрепленную на конце длинной палки. Затем клоун эту палку с корзинкой, полной яиц, устанавливал себе на лоб и, балансируя это сооружение, влезает на барьер.

Клоун, осторожно переступая, идет рядом со зрителями первого ряда, с трудом удерживая на голове шест с корзиной яиц. Неожиданно он оступается, и корзина, перевернувшись дном вверх, летит в голову зрителям первого ряда. Естественно, из нее вываливаются яйца. Зрители в испуге шарахаются в разные стороны, но в последнюю секунду выясняется, что и корзина, и яйца привязана к корзине. Ложный испуг зрителей первого ряда вызывает хохот всего цирка.

 

Клоунская интермедия «Разбитое сердце»

Участвуют: «сердцеед» и «робкий влюбленный».

На арене – лавочка, поодаль – уличный фонарь. Появляется пара влюбленных – «робкий влюбленный» и миловидная девушка. Она усаживается на лавочку, а он пытается объясниться ей в любви. Неожиданно на арену выходит разбитной кавалер с транзисторным магнитофоном. Увидев девушку, он решительно направляется к ней, начинает бесцеремонно и нагло заигрывать. Влюбленный юноша в полной растерянности. Он хочет прогнать с манежа наглого ухажера, но не тут-то было. Развязный молодой человек цинично доказывает влюбленному, что тот неверно ведет себя со своей девушкой. Он преподносит ему наглядный урок, показывая, как следует, по его мнению, обращаться с девицами. Настырный кавалер включает модную залихватскую мелодию, галантным жестом приглашает девушку на прогулку и уводит ее. Девушка, забыв о робком юноше, с радостью принимает ухаживания ловеласа. Тем более что новый знакомый приглашает ее в кафе. Юноша, пытаясь напомнить своей милой о нежных чувствах, вырывает из груди собственное сердце и протягивает ей. Девушка с недоумением смотрит на пылающий символ любви и безжалостно швыряет его на землю. Сердце разбивается. Девушка с новым кавалером уходит, а на опустевшем манеже остается одинокий влюбленный. Он бережно собирает кусочки вдребезги разбитого сердца и уныло бредет к скамейке. Остановившись около фонаря, печально смотрит на огонь и вдруг задувает его. Манеж окутывает мрак, соответствующий душевному состоянию юноши.