Режиссер: Эдуардо Родригез. В ролях: Дольф Лундгрен, Шон Фэрис, Бриана Эвиган, Джон Уэртас, Алишиа Ош, Дон Йессо, Дэвид Коул Боттомс, Шон Бойд и др. Сценарий: Гэри Спинелли. США. 2012. 99 мин. Бюджет: $2 млн. Сборы: $ ?. Рейтинг на IMDB: 4,8.

 

– В следующий раз сама выбирай дом!

Добрый совет Эмме от Энди Спектора

 

Все началось с того, что однажды, светлым воскресным днем некий Макс Фаррелл (Лоуренс Тёрнер) – усатый пожилой мужик с напряженным и одутловатым лицом – подъехал на классическом американском авто к католической церкви, дрожащими руками собрал из составляющих частей пистолет, положил в пакет солидную пачку стодолларовых купюр и направился в храм, к кабинке для исповедования, с твердым намерением откровенно покаяться в своих страшных грехах. На груди мужика камера старательно выхватила висящую на шнурке черную флэшку, которая, как мы позже узнаем, является электронным ключом к дверям роскошной виллы, где и произойдут главные события фильма. Исповедование заняло совсем немного времени, потому что Макс так и не нашел в себе силы рассказать всю правду священнику. Он попытался сунуть сквозь решетку деньги, не получилось, попросил прощения и выстрелом из пистолета вышиб себе мозги. По всей видимости, у Макса тяжелым камнем на душе лежало убийство трех наркокурьеров, да еще его личная причастность к внезапному исчезновению преступного босса – известного калифорнийского наркобарона Милларда Хансена. Вот такой оригинальный выход нашел для себя этот Макс. А ведь не подумал, зараза, что полный зловещих тайн и сюрпризов дом, в котором был смотрителем, после его смерти попадет в руки честных и наивных обывателей, для которых совершенно не ведомы темные стороны калифорнийской жизни. Произошло все именно так. Дом достался семье Нэш. Дэвид Нэш (Шон Фэрис) работает в крупном банке, а его жена Эмма (Бриана Эвиган) с удовольствием лечит зверюшек в ветеринарной клинике. Они – очень счастливая молодая пара. Дэвид от большой любви хочет продолжить безоблачную жизнь с Эммой в новой роскошной вилле и, поскольку занимается вопросами городской застройки и строительного бизнеса, решает, используя служебное положение, выгодно купить оставшийся без хозяина шикарный дом в обход официального рынка жилья. Осталось только подписать бумаги, и «дом мечты» станет их совместной собственностью. Эта вилла подвернулась как раз очень кстати – у Эммы день рождения, и Дэвид, расчувствовавшись, решает сделать супруге даже два подарка – в довесок к дому еще и велосипед. На стоянке перед ветлечебницей он с гордостью демонстрирует жене велоподарок, чрезвычайно хлипко закрепленный руками Дэвида на багажнике авто. Но это никого не волнует. Влюбленные радостно садятся в машину, отключаются от остального мира, закинув на заднее сиденье мобильные телефоны, и летят на крыльях мечты, чтобы поскорее осмотреть свою новую шикарную недвижимость, которая располагается в тихом благополучном районе города. Большой дом обнесен забором, на въезде – тяжелые автоматические ворота, во дворе – большой бассейн, внутри виллы – первоклассные удобства, на стенах – стильные произведения современного искусства. Причем все это охраняется высокотехнологичной электронной системой безопасности. Что еще нужно для счастья? Бумаги торопливо подписаны, солнце клонится к закату, грех не вспомнить о любви. В порыве страсти Дэвид с силой прижимает Эмму к пыльной стене гостиной и с удивлением замечает – стена-то картонная! Что за фигня?! Он торопливо взламывает панели и с ужасом обнаруживает скрытую в стене полость с полками, на которых покоится множество брикетов с героином. Супруги в шоке. Они бегут к машине, где, как мы помним, остались их мобилы, чтобы позвонить в полицию, но неожиданно сталкиваются с Рэем Джаффе (Джон Уэртас), который час назад внезапно навестил их в новом доме, прикинувшись что-то типа местным участковым. Проявления истинной сути Рэя ждать приходится недолго. Он выхватывает огромный пистолет с глушителем и угрожающе наводит его на влюбленную пару. На самом деле Рэй – солдат наркомафии и находится здесь очень даже не случайно. Но тут вступает в действие плохо закрепленный на багажнике автомобиля велосипед. Рэй – на земле, а Дэвид с Эммой укрылись в доме, где совершенно случайно обнаружили тайную кнопку величиной с десертную тарелку, посредством которой внезапно все выходы и входы здания заблокировались стальными листами, а стекла виллы, как выяснил Рэй, с энтузиазмом стреляя по молодым людям, все без исключения из бронестекла. Так что Дэвида и Эмму, укрывшихся внутри странного дома, убить не так-то просто. Время идет, а дело, ради которого затеяна вся суматоха, стоит. Рэй, конечно, повел себя как растяпа, в чем и был вынужден признаться прибывшему к месту операции Энди Спектору (Дольф Лундгрен) – бойцу наркомафии с десятилетним стажем, который, как можно понять из разговоров, бывший сотрудник спецслужб, продавшийся наркокартелю. За особенности характера коллеги по наркобизнесу из Мексики за глаза называют его «сукин сын». Первым порывом угрюмого Энди было вызвать полицию, чтобы выкурить беглецов из дома. Убивать их нельзя, все двери на электронных замках, а ключ от них – та самая флэшка, которая срабатывает по отпечатку пальца владельцев дома – Дэвида или Эммы. Однако Рэй, умело аргументируя свое предложение, убеждает соратника решить проблему без глупого привлечения постороннего внимания, чисто силами двух молодцов – Энди и Рэя. На том и порешили. Начинается кошмарная ночь, которая несет в себе много страха, крови и жутких приключений, потому что наркотики – совсем не главная причина осады. Бандюганы ищут толи какой-то пакет, толи посылку, толи еще что, спрятанное в доме супругов Нэш.

Начинающий сценарист фильма Гэри Спинелли в паре с более опытным товарищем – режиссером венесуэльцем Эдуардо Родригезом (у того за спиной пара телесериалов и один полнометражный малобюджетный боевичок «El Gringo»), конечно, имеют право на свое понимание достоверности повествования, напряженности сюжета и логики развития действия. К сожалению, оно не всегда совпадает с понятиями кинозрителя. При всей казалось бы простоте формы – камерный триллер с ограниченным числом действующих лиц, – чтобы по-настоящему удивить и заинтересовать зрителя, сказав новое слово в этом жанре, необходимо приложить немалые умственные усилия. У авторов это не получилось. Они, как видно, не были склонны делать какие-либо творческие открытия и пошли по проторенному пути типичной истории с туповатыми героями по обеим сторонам конфликта, шаблонным развитием интриги и предсказуемым финалом. Хотя спасибо, что хоть не стали напрямую цитировать «Комнату страха» (Panic Room), а попытались поразить собственными задумками по сюжету и визуальному ряду. Не удивили. Эти задумки сыплются на зрителя в какой-то раздражающей бессистемности, как будто режиссер сначала хотел делать авторское кино, вроде как оригинальничать, меняя жанры  или смещая акценты то на одного героя, то на его антагониста, но потом одумался и принялся использовать кусочки проверенных жизнью классических опусов. А иначе как понять сцену встречи Дэвида с женой в ветлечебнице. Какая-то неуклюжая цитата из триллера ужасов, причем, совсем без иронии. Потом история с этим незакрепленным велосипедом, заброшенными мобильниками. Такие вещи давно приелись. Смотришь и с тоской понимаешь – велосипед с нужный момент должен упасть, мобилы будут недоступны, чтобы вызвать полицию, а в новом доме бандиты обязательно перережут телефонные провода, попутно вырубив и электричество. Положительные герои, как это и положено, будут действовать по-идиотски, а злодеи обеспечат им развлечение на всю ночь, чтобы в итоге нелепо проиграть. Хочется, уж простите, забыв о неизбежных кинематографических условностях, попридираться и по мелочам. Хотя, возможно, кому-то таковыми они могут и не показаться, потому что мелкие нюансы часто создают ощущение достоверности происходящего на экране, а, следовательно, заставляют сильнее переживать за судьбу героев. Почему в преступном доме бухгалтерские бумажки хранятся в тайной комнате, а сами наркотики практически на виду в главном помещении? Перевязать огнестрельную рану, полученную Дэвидом, Эмма толком не может, а ведь она – медик, пусть и ветеринарный. Впрочем, раны сами собой быстро затягиваются, и в дальнейшем героев фильма особого не беспокоят. Наши влюбленные практически постоянно отслеживают через систему видеонаблюдения действия бандитов, но злой волей сценариста страшно тупят и убежать из проклятой усадьбы особо не пытаются. Кстати сказать, системой безопасности, по-видимому, управляет искусственной интеллект уровня «Скайнэт» из саги о терминаторе Шварценеггере. Система легко распознает личности людей, визуально определяет наличие при них оружия, определяет принадлежность автомобилей хозяевам, чутко реагирует на движение и вытворяет многое другое. Такая система охраны вполне естественно смотрелась бы в технологичном шпионском триллере, но в нашем случае выглядит каким-то инородным телом. Сценарист Гэри Спинелли явно не ровно дышит к шпионским боевикам, вот, вероятно, и не выдержал – вставил. Впрочем, для бюджета фильма эти вездесущие камеры с мутным изображением на мониторе, я думаю, оказались очень полезными, потому что позволили студии After Dark сэкономить немало денег при съемках. К слову сказать,  эта режиссерская находка не единственное, что лично мне действовало на нервы. Темперамент режиссера Родригеза просто не давал покоя человеку при монтаже картины. Навязчивый крупный план в начале фильма, дерганый сверхскоростной полет по улицам города, как и игра с переключением цветовой палитры порядком напрягали. Если к этому добавить, что Дэвид постоянно хватает Эмму за голову с перманентно растрепанными сальными волосами, целует партнершу с каким-то ненормальным вожделением в глазах, что кажется – вот-вот у парня потекут слюни, весь комплект чисто визуальных раздражителей будет на лицо. Честно говоря, несмотря на неплохую игру Шона Фэриса и Браяны Эвиган, я бы предпочел, чтобы главных героев все-таки исполняли люди с более симпатичной внешностью. К актерам  в роли бандитов – Джону Уэртасу и Дольфу Лундгрену – у меня претензии отсутствуют. Вообще, когда Лундгрен играет злодеев, альтернативы ему практически нет. Все в нем – и мощная фигура, и глаза, и линия рта играют на образ человека, которого, едва увидев, уже бессознательно боишься. Лундгрен – хороший актер, хотя, если брать знаменитую в 90-х троицу – Лундгрен, Сигал, Ван Дамм, следует признать, что фильмы с участием Дольфа по сравнению с лентами товарищей по цеху с точки зрения сюжета самые унылые и тупые. Тем не менее, завоеванную в молодости любовь народную не пропьешь, и зритель Лундгрена по-прежнему любит и всегда на что-то надеется. На это и расчет. В «Тайнике» Дольф Лундгрен – явный хедлайнер. Во всяком случае, в титрах идет первым номером, а в середине фильма даже начинает казаться, что авторы хотят перековать его героя в положительный персонаж и выдвинуть на передний план. Это, наверно, был бы интересный ход, но на него так и не решились. Хотя, оно и к лучшему. Достаточно имеющихся спонтанных психологических маятников с Дэвидом и Эммой, каждый из которых попеременно то вдруг становится безвольной тряпкой, то горячо пытается вдохновить партнера на решительные действия. Конечно, определенный авторский стиль здесь просматривается, но сил на талантливо-нестандартные решения не хватило. А ведь казалось – еще миг и фильм оживет. Вот враги пилят двери, лезут в дымоход, в действия вступают ракетница, граната, взрывчатка. А тут и полицаи спешат появиться, чтобы валить всех без разбору и самим сгинуть в хитроумным ловушках. Начните маленькую войну в ограниченном пространстве, чтобы роли охотников и жертв по воле случая попеременно менялись, порадуйте зрителя полетом выдумки. К сожалению, это – только мечты. Все стандартно и благопристойно в этой богадельне. Справедливости ради, стоит сказать, что есть в «Тайнике», конечно, и кое-какие просветы. Например, качественно снятая, реально напряженная сцена, когда бандиты пилят болгаркой люк в полу, а Дэвид пытается подкрасться к ним сзади, чтобы стащить ружье. Дом по воле сценариста содержит ряд секретных помещений, тайных проходов и других сюрпризов, что делает сюжет фильма более занимательным. Есть также неплохие моменты, когда перед Эммой и Дэвидом постепенно раскрываются все новые и новые тайны дома, что, несомненно, украшает действие. Конечно, этого не достаточно, чтобы в целом спасти картину, но означает, что маленькие проблески таланта у авторов все-таки наблюдаются, и можно надеяться на творческий прогресс в будущих лентах. Если, разумеется, сюжет будут продумывать более тщательно и уж никак не заканчивать картину целованием героев под проливным искусственным дождем.