Режиссер: Тимур Бекмамбетов. В ролях: Бенджамин Уолкер, Доминик Купер, Энтони Маки, Мэри Элизабет Уинстэд, Руфус Сьюэлл, Мартон Чокаш, Джимми Симпсон, Джозеф Моул, Робин МакЛиви, Эрин Уоссон и др. Сценарий: Сет Грэм-Смит. США. 2012. 105 мин. Бюджет: $69 млн. Сборы: $116 млн. Рейтинг на IMDB: 5,9.

 

- Господин Линкольн, вы полны сюрпризов.

- Вы даже не представляете каких.

Диалог Мэри Тодд и Авраама Линкольна

 

- Так напиваются, чтобы поцеловать девушку или убить кого-то.

Странное представление Генри Стёрджеса о красоте американских девушек

 

- Да, сэр. Нет, сэр. Отвали, сэр!

Джек Бартс в адрес своего руководителя Адама

 

Авраам Линкольн (Бенджамин Уолкер), или как его называют американцы Эйб (Abe), - 16-й президент США, освободитель негров и национальный герой американского народа, родился в бедной фермерской семье. И хотя дядя и дед Авраама с удовольствием эксплуатировали чернокожих рабов, отец будущего лидера нации Томас Линкольн (Джозеф Моул), как и его мать Нэнси (Робин МакЛиви), очень не любили рабство. И не только чисто по моральным, но и по материальным соображениям, потому что, будучи наемным рабочим, очень трудно конкурировать с дешевым трудом черных рабов. В свои 9 лет мальчик Авраам был крепким парнишкой, умело обращался с топором (за что на десяток лет позже, в реальной жизни, даже получил прозвище «щепкоруб») и имел в друзьях негритянского мальчика Уила Джонсона (Энтони Маки), который рабские порядки уж точно совсем не любил, через чего однажды и нарвался на скандал с одним из подручных злобного и подлого местного олигарха, владельца «Бартс Шипинг» Джека Бартса (Мартон Чокаш). Папа Томас мастерски отбил детишек от разъяренного подручного и собрался уже двинуть в челюсть самому хозяину, но Джек Бартс тоже оказался не пальцем деланный. Выхватил пистолет и предложил разгоряченному Томасу валить на все четыре стороны из компании и при этом вернуть все, что задолжал фирме. Причем произнес олигарх эти обидные для любого наемного трудяги слова, мерзко усмехаясь и обнажая темные неровные зубы. А потом зловеще добавил, что, дескать, вернуть долг можно не только деньгами, но и другими способами, как сразу стало понятно участникам конфликта, не исключая и самые экзотические. И действительно этой же ночью бедный Авраам стал свидетелем кошмарной сцены, когда Джек Бартс впился зубами в руку спящей мамы Нэнси, что день спустя привело к скоропостижной смерти несчастной женщины от неведомой страшной болезни. Авраам затаил лютую ненависть к Бартсу, но девять лет держал слово, данное отцу на могиле матери, не ввязываться в сомнительные истории кровной мести. И когда отец все-таки умер, парень, наконец, решился взяться за вендетту. Выбрав подходящий день, Авраам прихватил пистолет и по удивительной традиции жителей штата Индиана решил первым делом вдупель нагрузиться вискарём в местном трактире, очевидно, чтобы рука не дрожала, когда он будет стрелять в обидчика. Кончилась бы эта история, скорее всего, жестоким похмельем, а никак не убийством Братса, но к парню внезапно подрулил мутный небритый тип, назвавшийся Генри Стёрджесом (Доминик Купер), и невольно прекратил пьянку. Авраам вспомнил куда и зачем шел и ринулся на причал, где располагалась контора Бартса. Выждав момент, он с удовлетворением всадил пулю в глаз гнусного предпринимателя, но цели своей, как ни странно, не достиг, потому что Бартс - очень-очень непростой мужичок, а если быть до конца откровенным, он - настоящий вампир, причем вампир опытный и бывалый. Не было бы у США великого президента Линкольна, если бы очень вовремя на поле брани не появился знакомый тип из трактира Генри, оказавшийся искусным мастером рукопашного боя и лихо вырвавший Авраама из когтей мерзкого вурдалака.

Линкольн на утро очнулся в доме Генри и был подробно проинформирован, что Бартс - вампир, упырей в Америке хоть пруд пруди, а охота на них - давнишнее хобби Генри Стёрджеса. И если Авраам хочет справиться с мироедом Бартсом и ему подобными негодяями и спасти жизни многих американских граждан, он должен пока забыть о личной мести, набраться боевого опыта, стать профессиональным охотником на упырей и неукоснительно выполнять указания Генри по выбору в работу только конкретных вампиров, подлежащих первоочередной ликвидации. Аврааму пришлось согласиться с такой постановкой дела и под руководством мудрого наставника Генри он начал постигать науку убийства упырей, используя своё излюбленное оружие - топор дровосека. По ходу действия Линкольн достигнет высот мастерства. И если в начале карьеры будет выступать как частное лицо-истребитель вампиров, со временем станет президентом США и перенесет борьбу с нечестью на уровень государственной политики с великой целью освобождения негров от рабства и достижения американской мечты о всеобщем благоденствии и счастье. 

* * *

Режиссер фильма Тимур Бекмамбетов в представлении не нуждается. Успешный и своеобразный режиссер, к сожалению, чуть менее успешный продюсер. Мастер кинематографа, неукоснительно следующий четкой и однозначной линии делать солидное развлекательное кино с массой трюков и спецэффектов, оригинальными сюжетными ходами и современными изобразительными приемами. При довольно своеобразной, балансирующей на грани легкого помешательства, общей фабуле фильма с противостоянием исторической личности Авраама Линкольна и вымышленных монстров-вампиров, Бекмамбетову в «Авраам Линкольм: Охотник на вампиров» удалось удачно избежать сползания, как к дурашливой комедии, так и к пафосной драме. Эта задача не из простых. Линкольн - национальный герой США, выставлять его откровенно мультяшным суетящимся болванчиком, крушащим топором направо и налево головы монстров, конечно, авторы позволить себе не могли. Но и делать из комиксоидного сюжета серьезную драму не позволял избранный жанр - массовое развлекательное кино. Избрали, как я понимаю, третий вариант. Фильм как бы разделен на две части - Линкольн в детстве и юности, и Линкольн - президент США. Первая часть изобилует тонким юмором, мимолетными фирменными для Бекмамбетова ироническими штришками в образе главных героев и ситуациях, в которые они попадают. Вторая же часть практически лишена иронии и шуток, здесь преобладает драматический характер действия. Линкольн уже президент, то есть символ нации, и подшучивать над ним или выставлять противников не зловещими монстрами, а недостойными противостояния с такой глыбой обычными придурками, было бы неправильно и даже глупо. Развивается этакая экшен-драма, когда на полном серьезе идет кровавая борьба на безусловное уничтожение противника. Неплохо, что этот переход от чернокомедийного боевика к боевику драматическому сделан достаточно изящно и естественно. Напряжение по ходу развития сюжета неуклонно нарастает, образы противников становятся все более зловещими, и этот переход воспринимается без напряга и сопротивления зрительского сознания. В чем безусловная заслуга Бекмамбетова как режиссера.

Картина поставлена по одноименному роману Сета Грэма-Смита, который и выступил в качестве автора сценария фильма. В романе нашла воплощение интересная идея совместить реальные исторические персонажи и события с выдуманными, соединить поступки известных личностей с фантастико-мистической их мотивацией. Экранизация - задача сложная. Это лишний раз доказывают отзывы зрителей, которые ранее прочитали книгу Грэма-Смита. Отзывы по большей части негативные. Одни стыдят сценариста и ругают фильм за отсутствие тщательно разработанных персонажей, скрупулезно вплетенных в подлинные исторические события, другие нудят, что состояние души, мотивы поступков, эмоции и чувства, а также развитие личности Линкольна оставлены без должного внимания, но добавлены элементы сюжета, отсутствующие в первоисточнике. В общем, знакомая песня. Я, к счастью, творение Грэма-Смита не читал, сравнивать мне не с чем, поэтому воспринимаю фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» не как видеоиллюстрацию романа, а как независимое и самодостаточное произведение.

Когда я впервые услышал о «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», меня захлестнула волна скепсиса. Что может получиться из кино с таким забавным названием? Разве что нелепая трешевая комедия. К счастью, суть картины оказалась не такой смешной, как название. С первых кадров режиссер мастерски настроил зрителя скорее на драму с элементами ужаса, чем на что-то веселенькое и легкомысленное. Все  встало на свои места - от скепсиса не осталось и следа, а название показалось очень даже удачным. Оно интригует и одновременно настраивает на иронический лад, что крайне необходимо для правильного восприятия того дурдома, что творится на экране. А там мы видим как бы урок американской истории через комикс о подлых вампирах, насаждающих рабство в США, чтобы обеспечить себе надежную кормовую базу из числа негров-рабов. Гремит гражданская война, причина которой - стремление упырей с Юга распространить свое влияние на всю страну. И спасает нацию великий Линкольн, начавший свой антивампирский путь с банальной мести конкретному вурдалаку, и расширивший борьбу с нечистью до общенациональных масштабов. Теперь мы точно знаем - в основе гражданской войны Севера и Юга были никак не экономика, ненависть к рабству или любовь к неграм, а всего лишь тривиальное желание не делить власть с упырями. Согласитесь, в этом есть определенный символ. Душители свободы, угнетатели негров и эксплуататоры белых трудящихся - вампиры - важная часть американской истории. Причина многих бед и неудач. И только благодаря великому Эйбу монстры были побеждены и разбежались из США кто-куда по всему свету, чтобы издалека вредить истинной американской демократии. Надо сказать, перед скорыми президентскими выборами - хороший удар под дых современным республиканцам, за которых голосуют в основном южные штаты и граждане консервативных взглядов. Хотя, возможно, это только случайное совпадение.

Основным источником сюжета служит реальная история Авраама Линкольна, которую в художественных целях умело приукрасили. Наверно, поэтому в фильме нет мудреного сюжета с героями-перевертышами и характерами в полутонах. Используется классическая интрига - месть, а герои четко поделены на два лагеря. Кто за всё хорошее - с президентом, все остальные - с вампирами, а значит против. Образ Линкольна в картине показан наиболее подробно, с мелкими деталями и штрихами, призванными очеловечить персонаж. При всем величии фигуры главного героя авторы настойчиво не хотят показывать его суперменом. У Линкольна мягкое выражение лица и добрый взгляд даже в тот момент, когда он говорит своей девушке Мэри Тодд, что уже лично убил шестерых вампиров. Он - гуманист и когда общается с друзьями и близкими, и когда лихо рубит топором головы врагов, и когда осознанно меняет карьеру убийцы упырей на политику, для получения более эффективного средства уничтожения кровососов, рвущихся к власти. Линкольн может быть и с пламенным взглядом, и пустить в грустный момент скупую мужскую слезу. В начале истории - скромный, немного неуклюжий, мятущийся, стремящийся к справедливости юноша, и далее - зрелый человек-президент с характерной пластикой и мимикой - все это, на мой взгляд, очень убедительно и профессионально изобразил Бенджамин Уолкер, хотя Линкольн, - фактически, первая серьезная роль актера на широком экране. На фоне героя Уолкера другие персонажи обрисованы менее подробно, в основном схематично, и надо отдать должное актерам второго плана, что они смогли даже на таком материале создать запоминающиеся образы. Очень неплохое впечатление оставляет Мартон Чокаш в роли Джека Бартса, который фактически является главный антагонистом Линкольна в первой половине картины. Мартон - гражданин Новой Зеландии и Венгрии, много снимался в телесериалах и эпизодических ролях в известных фильмах, включая «Властелин колец» Питера Джексона. Образ вампира-бизнесмена Бартса - наиболее яркий из всех вампирских характеров фильма, и Мартон Чокаш справился с этой ролью очень убедительно. С первых кадров его герой внушает яркие отрицательные эмоции к своей персоне, и хотя персонаж достаточно традиционный, но актеру хорошо удалось внести нужную долю особого отталкивающего и пугающего флёра, присущего исключительно вампиру Джеку Бартсу.

Если брать отрицательных персонажей, мне откровенно понравился Руфус Сьюэлл в роли главаря вампиров Адама. Конечно, образ этого пахана всех упырей вписан в рамки традиционного клише, но злодей-вампир высшего класса с реальным чувством превосходства и угрожающей уверенностью в себе получился у Сьюэлла очень убедительно. Надо отдать должное и Виктору Вержбицкому, дублирующему Адама в русской версии фильма. На мой взгляд, его голос на все сто процентов гармонирует с персонажем Сьюэлла, а в интонациях и мелких модуляциях даже превосходит оригинал. А вот Эрин Уоссон в роли Ведомы, сестры-вампирши Адама, выглядела гораздо невзрачнее. Конечно, и роль у нее небольшая, и постоянно она где-то за спиной Адама, но на то и мастер, чтобы это было не препятствием для таланта. Также где-то постоянно затеривается чернокожий соратник президента Уил Джонсон в исполнении Энтони Маки, хотя, возможно, так и было задумано по сценарию. А вот запоминающаяся внешность Джимми Симпсона в роли хозяина магазина Джошуа Спида напротив появлялась на первом плане гораздо чаще и в целом оставила неплохое впечатление от игры актера.           

Британец Доминик Купер, исполнивший роль вампира-наставника Генри Стёрджеса, известен нам своими большими арабскими глазами по фильму «Двойник дьявола» (2011) Ли Тамахори - неплохой авантюрной драме о двойнике сына иракского диктатора, где актер сыграл сразу две роли. В нашем случае задача перед Домиником стояла значительно более простая - изобразить типичного вампира-ренегата, который волей судеб противостоит собратьям-монстрам и выступает наставником всех желающих поквитаться с упырями за их смертные грехи. Купер - актер характерный и стандартный образ попытался, не выходя за рамки сценария, немного расцветить самоиронией и юмором, что при его внешности совсем нетрудно. А вот о симпатичной Мэри Элизабет Уинстэд, которая исполняет роль жены Линкольна Мэри, сказать особо и нечего - отыграла как положено, без особых изысков. Где надо - улыбалась, где надо грустила. Разве что в финале в абсолютно дурацкой сцене стычки с Ведомой ее заставили сделать суровое лицо и схватиться за ружье. Что она и сделала, дабы поддержать общий стиль фильма, не собирающийся нарушать давно установленные каноны подобных произведений.

Как мы видим, по сравнению с первой голливудской работой Бекмамбетова, в актерском составе «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» отсутствуют громкие имена. Очевидно, для того, чтобы бюджет картины распределить преимущественно в пользу постановки и спецэффектов, коими картину наполнили с первого до последнего кадра.  

Линкольн с приятной регулярностью убивает вампиров различными способами - рубит топором, отрывает головы дверью, прилавком, подручными средствами, сует упыря в огонь, разбивает мерзкие морды серебряными пулями. Сцены борьбы энергичны, полны крови, чрезвычайно жестоки и отлично отрисованы. Стремительные взмахи топора Линкольна очень эффектно дополняются фирменным Бекмамбетовским слоу-мо. Никакого рваного монтажа, дерганий камеры и тому подобных современных дебильных штучек. Все отлично видно, динамично и красиво. Режиссер прекрасно понимает - ради этих сцен люди и пришли смотреть фильм. И, разумеется, не разочаровались - экшен - лучшая часть фильма, а основные боевые сцены длительные по времени и очень эффектные по исполнению. Справедливости ради, стоит отметить, что поединок Линкольн-Бартс в табуне лошадей с точки зрения спецэффектов немного подкачал. Движения героев часто слишком мультяшные, неестественные, текстуры замыленные, мутноватые. Не спасают даже облака компьютерной пыли из-под копыт лошадей. Хотя идея схватки героев в мчащемся с бешеной скорость табуне лошадей сама по себе замечательна и достойна всяческих похвал. А вот финальная сцена на горящем мосту сделана безупречно, хоть невольно и навевает воспоминания о похожей ситуации в «Очень опасен». Тимур Бекмамбетов - в своей стихии, показывает высокое мастерство в постановке экшен-сцен.

Что в итоге? Я считаю, «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» получился очень даже неплохим, и, если закрыть глаза на некоторые незначительные сценарные и прочие проколы, вполне достоин стоять в первых рядах вампирических боевиков и триллеров. А значит, спустя некоторое время его захочется пересмотреть еще раз, что, безусловно, является лучшей наградой для любого кинофильма. Можно, конечно, ворчать, что и превращение в вампиров какое-то нестандартное, и сами они, надев темные очёчки, неуязвимы для солнечных лучей, да и топор у Линкольна какой-то волшебный, и все такое, и прочее. Но мы-то знаем, главное в любом фильме не кинематографические условности, а общий дух происходящего на экране, который не дает оторваться ни на минуту, а после окончания фильма приятно жужжит в мозгу - если хочешь получить удовольствие еще раз, просто поставь диск в плеер и снова окунись в волшебный мир хорошего кино.